Великий северный путь

Экспедиция «Полярное кольцо»

Текст: Владимир Чуков
Фото: Виктор Русский

Нынешним летом завершился второй этап арктической экспедиции «Полярное кольцо», которую проводит Экспедиционный центр «Арктика» Русского Географического общества. Главная цель экспедиции – совершить «кругосветное» путешествие по кромке Северного Ледовитого океана, соединив ниткой маршрута Европу, Азию и Америку, а также пройти по дрейфующим арктическим льдам от берегов России до Гренландии и Канады через точку Северного полюса. Путешественники двигаются на оригинальных транспортных средствах – полноприводных колесных вездеходах с шинами сверхнизкого давления. В случае успеха это будет первый в истории Арктики трансполярный переход из России в Канаду через Северный полюс и первая арктическая «кругосветка».

12 апреля, день старта

Салехард. Позади затянувшиеся сборы, оборудование машин радио- и навигационной аппаратурой, закупка продовольствия, решение вопросов с заправкой техники по маршруту движения – ведь в Арктике АЗС пока нет – и огромное количество других вопросов, без чего не обходится ни одна серьезная экспедиция.

С трудом верится, что машины, прибывшие на ж/д станцию Лабытнанги в полусобранном состоянии, за пять дней удалось «поставить на колеса». Нынешняя экспедиция для них одновременно и обкатка, и полномасштабные испытания.

В середине дня выходим из г. Салехарда на четырех вездеходах в составе 11 человек и одной собаки. Две машины совершенно новой, рамной конструкции. Для них это дебют и в прямом, и в переносном смысле. Две другие – серьезно модернизированные машины «Чукотка», на которых два года назад мы совершили переход от Ямала до Чукотки, с несущим клепаным алюминиевым кузовом. Вездеходы дизельные, полноприводные, с колесной формулой 6х6 и независимой подвеской.

Мы движемся без лишних остановок, почти сутки не выпуская баранок из рук. Два года назад мы шли на восток, а сегодня наш путь на север, к самой северной части суши со стороны России – архипелагу Северная Земля.

17 апреля, шестой день пути

Пройдены первые 600 км. Позади Панаевск, Яр-Сале, Новый Порт, Ямбург… Движемся по льду Обской губы. Температура около –35 оС, по ночам – за –40 оС. Идем со средней скоростью 20–25 км/ч вдоль трассы зимника, так как по жесткой глубокой колее нам идти сложнее, чем просто по заснеженному льду губы. Донимают мелкие технические «мелочи», заставляющие то и дело останавливаться. То проблемы с системой охлаждения, то вдруг не хотят отключаться вентиляторы, то исчезает зарядка, то вдруг появляется какой-то зловещий стук, причиной которого оказываются незатянутые карданные болты… Предстартовый цейтнот вылазит боком на каждом шагу. Еще и еще раз убеждаем себя, что обкатку машин совмещать с экспедицией нельзя, но… жесткие условия, в которые загоняет природа, вынуждают нас доводку и доработку машин проводить прямо на ходу. Благо, что конструкторы машин сегодня в роли механиков-водителей, а опыта им не занимать – за плечами десятки тысяч арктических километров и сотни безвыходных ситуаций, из которых они всегда находили выход.

За двое суток, проведенных в гостеприимном городе газовиков Ямбурге, удалось разобраться практически со всеми проблемами: в систему охлаждения добавлены радиаторы, вынесенные в носовую часть машин, усилены рулевые механизмы, заимствованные с ВАЗ-2108, доведена до ума электропроводка и, наконец, хотя бы на скорую руку удалось создать нормальные условия обитания в машине, перераспределив все грузы между машинами и прицепами.

От Ямбурга идем вдевятером. Наш попутчик отец Александр, совершавший по решению Тобольской епархии крестный ход от Салехарда до Ямбурга, остается в местном храме, недавно построенном в центральной части поселка, а салехардцу Валерию Туполеву, который здорово помог нам на старте, пора возвращаться домой, потому что дальше «оказии», чтобы вернуться в Салехард, найти будет практически невозможно.

21 апреля, десятый день пути

Сегодня разменяли вторую тысячу километров, попрощались с Обской губой. В устье р. Нгарка-Тетнедаяха наткнулись на брошенную станцию с традиционным советским названием «Имени 60-летия ВЛКСМ». Картина удручающая. Настоящий «летучий голландец», только на суше. Пересекаем полуостров Явай в восточном направлении. Погода не радует. Пурга, порывы ветра достигают 30 м/с, но солнце еще светит, и в его лучах бешеные снежные вихри кажутся какими-то фантастическими живыми существами. Красота такая, что не сразу замечаем, как во все многочисленные щели в машине проникает снег, образуя настоящие сугробы.

Во второй половине дня ветер стихает, но солнце исчезает и все вокруг обволакивает белая мгла. Видимость нулевая. Движемся по тундре, практически на ощупь. Все вокруг изрезано многочисленными оврагами, руслами речушек и ручьев. Их порой обнаруживаешь, лишь по капот провалившись в рыхлый снег. Каньоны и овраги покрупнее подстерегают значительно более серьезными сюрпризами: обрывами, коварными снежными карнизами, глубокими ямами-ловушками. Избежать проблем можно только в том случае, если шагать впереди машины, но тогда скорость падает.

При пересечении одного из таких оврагов у ведущей машины обрывается прицеп и с нарастающей скоростью катится мимо нас к обрыву. В какое-то мгновение он неуклюже взмахивает своим «дышлом» и скрывается из вида. Спасает все тот же рыхлый снег и мягкие колеса. Прицеп цел, но потери все же ощутимые. «Напитки из Черноголовки» этого полета не перенесли, и за прицепом еще некоторое время тянется красно-бурый шлейф со специфическим бодрящим ароматом.

23 апреля, двенадцатый день пути

Сегодня дошли до поселка Диксон. Позади Енисейский залив, удививший нас исключительно ровной, чистой от снега ледяной гладью и ярко бликующей при свете уже не заходящего за горизонт солнца. По такой дороге наши вездеходы «летят» со скоростью 50 км/ч, но такой режим движения явно не для них. Мягкие колеса на «Торосах» круглыми можно назвать с большой натяжкой, и на большой скорости на жесткой ледяной поверхности они работают явно не в штатном режиме. Другое дело две другие наши более скоростные машины, на которых установлены специальные камерные шины с протектором, давление в которых тоже порядка 0,2 атм, но за счет более жесткой покрышки они больше похожи на традиционное автомобильное колесо.

Благополучно преодолели след каравана судов. Навигация на Енисее круглогодичная, поэтому для обычных вездеходов пересечь Енисей – дело рискованное. Случались и трагедии.

Подошли к высокому мысу на берегу Енисея с названием Ефремов Камень. Наверху стоит памятный знак с табличкой, на которой выбита надпись о том, что здесь, покоятся останки ледокольного транспорта «Вайгач» гидрографической экспедиции 1911–1913 гг. под руководством Б. Вилькицкого. Той самой экспедиции, которая в 1913 году сделала последнее величайшее географическое открытие – обнаружила к северу от берегов Таймыра новую землю, которой тогда было дано название «Земли Императора Николая», а в советские времена она получила новое название – архипелаг Северная Земля.

При входе в Диксонскую бухту, отделяющую о. Диксон от материка, на котором расположена основная часть поселка, встречаемся с новым «Вайгачем». Теперь это имя носит атомный ледокол класса «река – море», который проводит караваны судов из Дудинки до Диксона и далее на запад по Северному морскому пути.

27 апреля, шестнадцатый день

Движемся вдоль северо-западного побережья полуострова Таймыр, держа курс между многочисленными островами, от одного мыса к другому. Что ни мыс, что ни остров – новая страница в истории освоения Арктики. То это старые промысловые становища, известные еще из архивных материалов Великой Северной экспедиции, организованной более 250 лет тому назад по указу Петра I – охотничьи промысловые зимовья Староморжово, Макарова, Колосовых… То это места, связанные с экспедициями XIX – начала XX веков Э. Норденшельда, В. Русанова, Р. Амундсена, Н. Бегичева и многих других землепроходцев и исследователей. Трудно себе представить, но, точно такую же картину могли видеть и наши знаменитые предшественники. Ведь для Арктики 200–300 лет – не более чем мгновение. За это время практически ничто здесь не изменилось. Изменились наши знания об Арктике. Первопроходцы шли в неведомое, внося в свои бортовые журналы все, что им удавалось увидеть. Многим из них не суждено было вернуться в родные края.

Сегодня мы уверенно идем по этим местам, используя современную спутниковую навигационную систему, точные топографические карты, имеем возможность связаться по спутниковому телефону с абонентом в любой точке мира, за нашим передвижением следят наши «болельщики», используя безграничные возможности глобальной информационной сети Интернет, куда прямо с маршрута мы передаем всю информацию о ходе экспедиции...

Продолжение читайте в следующем номере.




Владимир Семенович Чуков.
Руководитель экспедиции "Полярное кольцо".

Родился 27 июля 1946 г. в городе Уссурийске Приморского Края.

В 1969 г. окончил Военную академию бронетанковых войск в Москве. В 1991 г. завершил службу в рядах ВС России в воинском звании полковник.

С 1991 г. – профессиональный путешественник.

Организатор и руководитель 22 высокоширотных экспедиций, в том числе трех автономных лыжных экспедиций на Северный полюс, первого в мире автономного лыжного трансарктического перехода из России в Канаду через Северный полюс.

Действительный член Русского Географического общества;

Член Ассоциации российских полярников;

Член Национального Географического общества США;

Наиболее значимые экспедиции, проведенные под руководством В.Чукова:

1985–1986 гг.: Карское море. Первая и вторая Карские лыжные экспедиции. Впервые совершен автономный лыжный переход между архипелагом Северная Земля и Земля Франца-Иосифа.

1987, 1989, 1990, 1994 гг.: Автономные лыжные экспедиции на Северный Полюс. В 1989 и 1990 гг. полюс дважды достигнут без пополнения запасов продовольствия и топлива. В 1994 г. – первое в истории Арктики автономное достижение Северного полюса на лыжах.

1998 г.: Впервые в мире совершен автономный лыжный переход от берегов России до Канады через точку Северного полюса.

2002, 2004 гг.: Экспедиция «Полярное кольцо». Пройдены первые два этапа.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 ноябрь 2004

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты