В зависимости от грунта

IV этап Чемпионата России, V этап Кубка России по джип-триалу

Текст: Леонид Миндель
Фото: Александр Давидюк, Андрей Куприн

Как ни крути, а Зеленоградский триал по праву считается одним из лучших и трудных этапов Чемпионата. Вот и на этот раз организаторы наворотили (причем в самом что ни на есть прямом смысле слова) внушительную кучу из фундаментных блоков, плит перекрытия, свай и... транспортной платформы для перевозки тяжелой спецтехники. В результате этого строительно-транспортного замеса и родилась своеобразная секция с железо-бетонным «грунтом» и искусственным рельефом. Именно в ее пределах и развернулась главная борьба между участниками IV этапа Чемпионата и V этапа Кубка России по джип-триалу. И это при том, что на естественных грунтах участники двигались куда быстрее...

Перед тем как перейти непосредственно к рассказу о происходившем действе, я решил, в качестве аперитива, немного пролить свет на принцип организации зачетных триальных групп и общем статусе данных соревнований. Может, я не прав, но мне почему-то кажется, что не все наши читатели в курсе...

Знай свою меру

Автомобили участников делятся на группы в соответствии с колесной базой и подготовкой автомобиля. Так, категории Д1 и Д2 включают в себя серийные автомобили, различающиеся по колесной базе. В этих двух классах переделки практически не допускаются (ну разве что минимальные, оговоренные в КиТТ), а внешний радиус колес ограничен 32 дюймами. А еще Д1 и Д2 называются «Оригинальный класс» и допускаются к участию в Кубке России (КР) по джип-триалу. В свою очередь, классы Д3, Д4 и Д5 объединяют автомобили, серьезно доработанные (модифицированные) для участия в подобных соревнованиях; они также различаются по колесной базе. В этих классах разрешены практически любые переделки в рамках, оговоренных в КиТТ, а максимально допустимый размер колес уже составляет 35 дюймов в Д3 и 38,5 в Д4 и Д5. Все эти категории составляют «Модифицированный класс». Что же касается Д6, то это чистой воды прототипы, где единственным ограничением является колесная база – она должна быть не менее 1900 мм. Как вы уже поняли, именно «Модифицированный класс» и «Прототипы» допускаются к участию в Чемпионате России (ЧР) по джип-триалу.

Помимо ЧР и КР, в Зеленограде проходило и клубное мероприятие, в рамках которого могли выступать все желающие. Ну, вот и все, на этом время, отведенное для регламентных разъяснений, закончилось. Переходим непосредственно к соревнованию...

Любознательные вредители

Солнечным субботним утром на окраине Зеленограда стартовали очередные этапы Чемпионата и Кубка России. Организаторами были обустроены две секции: с жесткими искусственными препятствиями (бетон и металл) и грунтовая. Участникам ЧР предстояло дважды пройти каменную секцию (разными курсами) и единожды секцию грунтовую, в Кубке – все наоборот.

Открыл каменную секцию Виталий Гавинский. Очень многим из зрителей и участников было известно, что это его первое выступление в триальном чемпионате, но пристальное внимание к заезду было обусловлено другой причиной. Дело в том, что Виталий выступал на недавно привезенном из Америки рок-кроулинговом Jeep (тест этой машины вы можете прочитать на странице 38). Да, как ни крути, а машин подобного уровня в Чемпионате России еще не было... Старт! И тут произошло непред-виденное: на первом же препятствии спортивный американский автомобиль беспомощно повис, отчаянно вращая тремя колесами. А вот четвертое (переднее левое) колесо по совершенно непонятной причине (у Jeep жестко блокируются оба межколесных дифференциала) оставалось недвижимым. Причина подобного поведения трансмиссии выяснилась буквально через несколько минут. Судя по всему, кто-то из любопытствующих зевак в предстартовой суете просто... выключил колесную муфту! А поскольку по правилам Чемпионата выходить из машины или пользоваться посторонней помощью запрещено, то бесплодные попытки автомобиля с колесной формулой 4x3 покинуть место вынужденной посадки продолжались вплоть до окончания лимита времени. После чего один из судей повернул флажок-переключатель на хабе, и обретший полный привод «американец» тут же обрел способность к самостоятельному передвижению. В этой связи возникают два закономерных вопроса. Во-первых, перед стартом все заявленные к участию автомобили должны находиться на территории закрытого (в том числе и от скучающих зрителей) парка, а во-вторых, я совершенно не могу понять, зачем подобной машине муфты размыкания полуосей? В любом случае обидно...

Следом за Виталием поехал Юрий Самодуров, но и его выступление закончилось в тех же самых воротах, причем в ходе жесткой посадки днища на бетонную трубу произошел обрыв заднего кардана (высокая артикуляция подвески вкупе с нетелескопическим карданом сделали свое дело).

Любопытный момент: поскольку в процессе эвакуации Wrangler с трассы бетонные блоки секции были приведены в полный беспорядок, судьям пришлось возвращать их в первоначальное положение. Казалось бы, все логично, но хитрость состояла в том, что по правилам соревнования «искусственное изменение рельефа трассы не допускается», и в случае, если блоки сдвигаются участниками во время выступления, все оставляют без изменений. Но одно дело свободный заезд, а другое – эвакуация...

Когда же блоки, наконец, были установлены на прежние места, настал черед Ивана Евдокимова. Но и он не смог привезти хороший результат, причем опять же из-за технических проблем (на его машине не работали приводы блокировок).

Остальные участники Чемпионата также выступили не слишком удачно. Филимонов порвал ШРУС, и единственным, кто проехал секцию достойно, стал Сергей Щетинин на экспериментальном УАЗ-3171. Кстати, Сергей начал выступать на Чемпионате только в этом году, но при этом он очень быстро прогрессирует. А учитывая, что сильнейшие, так или иначе, не показали высоких результатов, у Щетинина появился шанс взять первое место на этапе (забегая вперед, скажу, что он им воспользовался).

А они все не едут...

Пока участники ЧР сражались с искусственной трассой, пилоты КР прошли грунтовую секцию, не встретив там особых трудностей. Но перед тем как пускать в каменную секцию автомобили оригинального класса, организаторы ее коренным образом перестроили, что, в общем, и правильно, поскольку у серийных автомобилей возможности ниже, чем у модифицированных.

И что же? Несмотря на то, что трасса значительно упростилась, борьба в секции стала не менее, а может быть, даже более напряженной. Немалую долю зрелищности добавил Алексей Рогов, сдвинув своим Cherokee один из бетонных блоков и тем самым создав дополнительное препятствие на и без того непростой трассе.

А тем временем в грунтовой секции пилотов Чемпионата продолжали преследовать неудачи. Владимир Казак разрушил задний мост на своем рыже-полосатом УАЗе, а Виталий Гавинский выехал за пределы секции. Не лучше обстояло дело и у Евдокимова – спустило заднее колесо. В результате складывалась унылая ситуация: несмотря на вполне адекватную подготовку трасс, спортсмены, что называется, «не ехали». Но, видимо, в конце концов они взяли себя в руки, и в третьей для ЧР, каменной секции наконец-то началась настоящая работа. Да, участники, успевшие «разложить» свои машины на предыдущих секциях, в очередной раз ограничились заездом-выездом, но между Евдокимовым (включившим блокировки вручную), Щетининым, Гавинским и Польшиковым разгорелась настоящая баталия, в ходе которой Сергей Польшиков настолько увлекся, что уложил свой 469-й на бок... Если же говорить в целом, то, на мой взгляд, этап оказался достаточно интересным и насыщенным событиями, а что до промашек организаторов и участников... Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

P. S. Покидая трассу, я остановился у секции мини-триала, где детишки гоняли радиоуправляемые модели по нагромождению досок и кирпичей. И тут я невольно заулыбался. Как знать, возможно, именно здесь и сейчас начинается спортивный путь будущих чемпионов.

Классификация зачетов по колесной базе в соответствии с КиТТ
Оригинальный
Д1 колесная база до 2500 мм включительно
Д2 колесная база более 2500 мм
Модифицированный
Д3 колесная база от 1900 мм до 2286 мм включительно
Д4 колесная база от 2286 и до 2500 мм включительно
Д5 колесная база свыше 2500мм
Прототипы
Д6 колесная база не менее 1900 мм
IV этап Чемпионата России по джип-триалу 2005 года
1 ЩЕТИНИН Сергей УАЗ-3171 Д6
2 ФИЛИМОНОВ Антон / ЛУЦКИЙ Алексей Jeep Cherokee Д5
3 ЕВДОКИМОВ Иван Jeep Д3
V этап Кубка России по джип-триалу 2005 года
1 ЕГОРОВ Андрей / КУЗЬМИНОВ Сергей ВАЗ-21213 Д1
2 РОГОВ Алексей Jeep Cherokee Д2
3 ЩЕРБОВ Роман ВАЗ-21213 Д1


Мы не были готовы
Андрей Федосеев, Судья республиканской категории РАФ, сквозной руководитель гонки на этапах Чемпионата России по джип-триалу

На мой взгляд, организация гонки, проводимой в Зеленограде, на сегодняшний момент наиболее сильная и лучше других соответствует высокому званию этапа Чемпионата России.

Трассы были построены изначально достаточно сложными, а первая секция, искусственная, для модифицированного класса вполне достойна ЧР. Неудивительно, что именно в ней и развернулась основная борьба. Что до второй секции, грунтовой, то раз есть участники, которые не смогли ее преодолеть, значит, ворота расставлены грамотно.

Подготовка автомобилей в соответствии с требованиями РАФ также оказалась на высоте, у технической инспекции было всего одно замечание по передней дуге каркаса безопасности в модифицированном классе.

По моему мнению, гонка удалась, но и организаторы, и участники были несколько не готовы к работе с бетонными секциями. У спортсменов это проявлялось в большом количестве сходов, а у организаторов – в затяжках по времени при эвакуации. В результате один класс вместо трех секций успел проехать всего две. Надеюсь, что при подготовке следующих этапов организаторы учтут ошибки, допущенные в этот раз.

Бесспорно одно: у каменного триала в России есть будущее, и при должном уровне подготовки он имеет все шансы стать одним из наиболее зрелищных видов джип-триала.


Я жалел свою машину
Сергей Щетинин, Пилот ( УАЗ-3171), 1-е место в категории Д6

Гонка организована хорошо, только не для этих машин. Нужны специально подготовленные рок-багги. А мы выступаем на обычных автомобилях с обычным сцеплением, которое просто не может поднять две тонны машины по вертикальной стене. В секции у меня были ситуации, когда с отпущенным сцеплением машина не двигалась с места.

В этом году я участвую в ЧР, поэтому приезжаю на все этапы, но если бы у меня была возможность выбирать, безусловно, предпочтение я бы отдал грунтовым. А также с удовольствием поездил бы по жидкой грязи, жаль, у нас таких этапов не организуют.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 октябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты