Последний бастион

Детроитский автосалон NAIAS-2006

Текст: Денис ОРЛОВ
Фото: Александр ПИКУЛЕНКО и компаний-производителей

Что останется от традиционного американского SUV к следующей Детройтской автомобильной выставке? На нынешнем шоу, прошедшем в январе, он имел довольно кислый вид. В этой связи вспомнился один из телевизионных репортажей из Детройта. Корреспондент ОРТ Владимир Ленский выбрал темой материала натиск японских моделей на традиционные ценности янки. А ими, как известно, всегда были большие прожорливые автомобили.

На этот раз детройтская выставка выдалась действительно необычной. Посудите сами: титул «Североамериканский автомобиль года» получила Honda Civic, а звание Truck of the Year досталось пикапу Honda Ridgeline. Японская угроза? Только наполовину. Ridgeline – не просто первый пикап фирмы, он первый пикап Honda, выпускаемый в Соединенных Штатах. Кстати, если приглядеться, то подобное можно сказать о большинстве новинок от фирм-нерезидентов.

Троянские кони

Что характерно, выглядят эти японско-детройтские дебютанты совсем не по-американски. Во-первых, сборочная культура гораздо выше, а во-вторых, передаточное отношение руля не такое «длинное». Ничего удивительного в этом нет: в свое время, упершись в квотирование, разумно организованное госдепартаментом, японские компании развернули на строптивой территории сборочные десанты. В итоге янки получили… троянского коня. Последним бастионом настоящих ковбоев были SUV’s & Trucks (внедорожники и пикапы). Именно их могучие бамперы, многолитровые «движки» и гигантские полированные колеса внушали уверенность в неприступности твердыни. При этом гигантские зазоры между кузовными панелями, кривые скрипучие интерьеры, спорадические взрывы покрышек и многочисленные отзывы настораживали защитников цитадели не более шальных ядер, что время от времени залетают в хорошо укрепленную крепость. И тут случилось ужасное и непоправимое: американцы прозевали выход на рынок нового класса полноприводных автомобилей – кроссоверов. Более того, их первые опыты на этом поприще (платформа Theta корпорации General Motors) дали плачевные результаты: уродливый Pontiac Aztec провалился, а мизерные продажи Chevrolet Equinox и Saturn Vue погоды не сделали. К «софт-роудерам» (так иногда называют кроссоверы в противопоставление «офф-роудерам», то есть внедорожникам) ковбоев взялись приучать японцы и корейцы. Например, американское отделение Hyundai вот уже пятый год заканчивает с рекордными продажами (455 012 машин). И во многом своим успехом оно обязано модели Santa Fe местного производства. Кстати, на автосалоне корейцы продемонстрировали новое исполнение модели. Скорее всего, именно она поможет четвертому по величине иностранному производителю США в следующем году перемахнуть полумиллионный рубеж продаж.

Рамы нет

Свою лепту в расстановку сил внесли и галопирующие цены на энергоресурсы. В прошлом году корпорация Ford сняла с производства модель Excursion, и об этом, усмотрев нехорошую тенденцию, написали все деловые газеты Америки. Нельзя же было не заметить сдачу такого гиганта, хотя при этом совершенно без внимания осталась, скажем, потеря другого «опорного пункта» Ford – пикапа класса «люкс» Lincoln Navigator. И вот корпорация нанесла ответный удар в виде двух кроссоверов – Ford Edge и Lincoln MKX, причем оба просто нашпигованы частями, разработанными… японскими инженерами. Платформа новинок общая с Mazda 6: рамы нет, мотор поперек, европейские размеры и независимая задняя подвеска.

Отставание – не лучший рыночный козырь… И «фордовцы» засуетились – они предложили разбить кроссоверы на три группы. В первую вошли машины, выросшие из «универсалов» (используя американскую терминологию station wagon). Во вторую группу аналитики из Ford предложили включить кроссоверы, напоминающие традиционные SUV, то есть с виду внедорожники, но без рамы, с независимой задней подвеской и распределением момента между осями посредством автоматической муфты. И, наконец, в третью группу попали обе новинки под маркой Ford и еще одна (Mazda CX-7), той же корпорации, но другого отделения. Конечно, приятно мнить себя первооткрывателем нового рыночного сегмента. Но как расценят подобное заявление другие производители? С другой стороны, это своеобразное признание того факта, что корпорация не в силах соперничать на поле, где, по ее же подсчетам, представлены 38 (41 минус 3) моделей.

Корейцы наступают на американский рынок с завода в Алабаме и калифорнийского научно-технического центра Hyundai-Kia. Концептуальный кроссовер Kia Soul (пока с 2-литровым мотором и передним приводом) недвусмысленно указывает на размежевание двух марок.


Занятная статистика

А машинка (это я про Ford Edje) получилась прелюбопытная. Скажем, в емкость под центральным подлокотником у нее помещается лэптоп. А над головой – крупнейшая среди аналогов (не тех, что для себя определил Ford, а настоящих) стеклянная крыша со сдвижным люком. Размер передней панели 27,3х29,4 дюйма, а задней – 15,75х31,3. Двигатель V6 объемом 3,5 л (250 л.с.) расположен поперечно, трансмиссия – шестиступенчатый «автомат», разработанный в рамках совместного предприятия Ford Motor Co. и General Mоtors. И едет машина, по признанию ее конструктора Элейна Бэннона, по-спортивному бескомпромиссно. Выпускаться сей достойный противник Toyota RAV4 будет в канадском Онтарио и в продажу поступит в конце года.

Попутно «фордовцы» привели занятную статистику, согласно которой доля SUV на американском рынке неуклонно снижается. Так, в 2005 году продажи внедорожников составили примерно 2 450 000 штук. Напротив, доля CUV (Crossover Utility Vehicle) неуклонно растет: только за минувший год реализовано 2 240 000 машин. Конечно, с внедорожной точки зрения этот прогноз можно назвать пессимистичным. Но не перевелись и оптимисты, вроде вице-президента по разработке продукции Chrysler Фрэнка Клегона. В интервью Automotive News он заявил, что не все потеряно для традиционных SUV, и их доля на американском рынке составляет 50%.

Средний возраст увеличивается

А пока оптимисты успокаиваются внедорожными новинками вроде Cadillac Escalade (в коротком, длиннобазном варианте, плюс пикап) и Chevrolet Tahoe. Но всех перещеголял Ford, представив монструозный пикап F-250 Super Chief (так назывался транснациональный экспресс, ходивший с 1937 по 1971 год). Большие надежды создатели таких машин возлагают на многотопливные (как у Super Chief) или гибридные силовые установки. Например, Ford рассчитывает к 2010 году продавать 250 000 гибридных машин!

Но сегодня и в секторе больших внедорожников тон задают варяги, а именно: Audi Q7, Porsche Cayenne, Volkswagen Touareg и частично Mercedes-Benz GL (он родом из Вэнса, штат Алабама). Казалось, эти модели слишком дорогие, чтобы видеть в них угрозу «ковбойским» внедорожникам. Однако мы стали свидетелями дебюта Buick Enclave, почти идеально вписывающегося в силуэт Audi Q7, с задней частью, недвусмысленно напоминающей корму Touareg! Причем, по словам вице-президента GM Роберта Лутца, модель с аналогичной внешностью уже поступит через пару лет в производство. Да, чуть не забыл, Buick – это не только одна из старейших автомобильных марок Америки. У нее еще и самый старый покупатель, причем его средний возраст продолжает увеличиваться – еще пару лет назад он составлял 62 года, а теперь уже 63. Но «джиэмовцы» упорно гнут прежнюю линию: камфорное дерево и дорогая кожа в салоне, хромированные побрякушки снаружи. Интересно, так ли необходимы ценителям этих, не побоимся слова, ритуальных атрибутов четыре жидкокристаллических монитора? По ним пассажиры трех рядов сидений могут отслеживать каждый свое: смотреть видео, сверяться с котировками акций, играть в компьютерные игры. Передний монитор (это «ноу-хау» компании) одновременно является и зеркальцем. Он встроен в противосолнечный козырек. Кстати, Buick Enclave – первый из автомобилей, возводимых на Lambda (новые платформы GM поименованы буквами греческого алфавита). В пригороде Детройта под новую платформу уже возведен завод. Поговаривают, правда, что первая серийная новинка на этой платформе может нести эмблему отделений Saturn или GMC – ох, уж этот badge-engineering!

У компании Hyundai-Kia – седьмое место на американском рынке. Сразу за «большой тройкой» ( Toyota, Honda и Nissan). Позицию призван укрепить новый Hyundai Santa Fe (2,7 л, V6, свыше 180 л.с.).


Традиционный ковбой

«Жарко!» – рапортовала передовица самой «автомобильной» в мире ежедневной газеты Detroit News. Пороху в огонь подбросил и Кирк Керкорян (о нем слышали и в России). Сегодня этот игорный магнат владеет 7,8% акций General Motors и, естественно, он обеспокоен рекордным падением котировок. Ничего лучше, чем напомнить о трудностях перед началом крупнейшего в Северной Америке автосалона, Киркорян, разумеется, не придумал. Конечно, ему, как крупному игроку, важно поддерживать внимание к своей особе, но его выступление только накалило атмосферу. А ведь владей (как в прошлые времена) Киркорян акциями Chrysler, ему можно было бы обойтись и без эффектных выпадов. Достаточно было просто принять боевую стойку (он бывший профессиональный боксер) возле нового Jeep Wrangler, и честь звездно-полосатого флага была бы защищена. Действительно, Jeep Wrangler 2007 модельного года стал единственным по-настоящему достойным ответом Детройта на заокеанскую экспансию.

Преемнику удалось сохранить лучшее, что было в «ковбоях» прошлых поколений – спасибо команде дизайнеров под руководством Рика Анейроса за чуткое отношение к традициям брэнда! Кстати, на салоне не преминули напомнить, что Wrangler ведет свою историю от знаменитого Willys! И они правы – даже спустя 65 лет после выхода гражданской версии армейского вездехода на американском рынке не появилось достойного конкурента. По статистике, около 80% покупателей Wrangler не желают себе другого автомобиля. Но, увы, в общем объеме продаж, пусть даже возросшем (за минувший год отделением Jeep было продано 476 532 автомобиля), доля Wrangler невелика. И что же? Не желая отказываться от «иконы», фирма делает акцент на… кроссовере Compass. По крайней мере, представители компании рисуют такие перспективы: спрос на кроссоверы в США к 2010 году может вырасти до 568 000 единиц, а к 2016 – до 814 000!

Существует только одна проблема – вряд ли североамериканских патриотов обрадует тот факт, что новое семейство кроссоверов Dodge Caliber/ Jeep Compass создано при участии Mitsubishi, Jatco и… Hyundai.


Главный внедорожник Америки

Если задать среднестатистическому американцу вопрос, какой SUV он считает самым-самым, в 99% случаев услышишь ответ: Jeep! При этом в виду, конечно, имеется не странный Compass, а «честный» Wrangler. В этой машине и сегодня узнаются черты легендарного Willys времен войны. Wrangler 2007 модельного года получил новую сверхжесткую раму, прибавил в размерах (длина – 3881, ширина – 1872, высота – 1836,4, база – 2423 мм) и стал просторнее внутри. В качестве силового агрегата предлагается новый мотор 3,8 л V6 мощностью 205 л.с. с возросшим до 325 Нм крутящим моментом. Двигатель может агрегатироваться как с шестиступенчатой «механикой», так и с четырехступенчатым «автоматом». Имеются новшества и в шасси. Предусмотрены блокировки дифференциалов, отключаемый стабилизатор поперечной устойчивости и новый рулевой механизм типа «винт с перекатывающимися шариками». Вездеход обрел комплекс активной и пассивной безопасности. Теперь у Wrangler есть даже система динамической стабилизации! Пластиковый верх открывает возможности для трансформации (на фото внизу).

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты