Горячее будет позже

Внедорожники Mitsubishi бороздят бескрайние просторы Южного Казахстана

Асфальт под колесами давно закончился. Одиннадцать машин, изредка выходя на радиосвязь, продолжали карабкаться в горы. Минули отметку в полторы тысячи метров, вплотную подобрались к двум тысячам. На перевал накатывала густая пелена облаков. Накрапывал мелкий дождь

Погодка, однако, дрянь. С одной стороны, слякоть позволяет лучше понять различия между машинами, подготовленными официальным импортером Mitsubishi (бензиновые Pajero, дизельные L200 и Pajero Sport). С другой, создает проблемы с фотосъемкой, в которой остро заинтересованы все члены интернациональной команды журналистов, приглашенных в путешествие по Южному Казахстану.

Первый из перевалов не сулил неприятностей: здесь часто ездят местные, мало больших камней и ступеней, а расстояние от колеи до редких пока еще обрывов измеряется метрами. В общем, для опытных водителей просто прогулка на свежем воздухе.

Зато автомобили начали ощущать легкое кислородное голодание. После отметки 2000 м стала заметна небольшая потеря тяги, на 2700 выхлоп дизелей потерял ту прозрачность, что имел у подножия, а к 3000 пилот пикапа с наиболее скромным мотором и механической КП посетовал, что выбранная колонной скорость ему неудобна, поскольку попадает «между передачами».

Колонна начала растягиваться, засматриваясь на пейзажи за бортом: многие были очарованы быстрыми горными реками и непривычной глазу растительностью. На фоне испепеленных солнцем равнин и каменистых плато, проплывавших за окнами машин большую часть маршрута, все это выглядело цветущими оазисами.

Первые потери

Стоило только выехать из распада на обратный склон перевала — и глазу опять стало не за что зацепиться: песчано-каменистые склоны и уходящие за горизонт вершины. Где-то там, на границе неба и земли, они уже не казахстанские, а китайские.

Пилоты «вкатились» и, кажется, начали терять бдительность. Машины периодически встряхивало от избыточной скорости проезда неровностей, но подвески свою работу выполняли достойно.

Мысленно сравнивая машины, пока отдаю пальму первенства самым дорогим в колонне Pajero. У них и моторы помощнее (в горах это заметно), и автоматы лучше тормозят двигателем. Менее других будоражат воображение пикапы, что тоже логично. Их двигатели самые скромные, радиус разворота большой, развесовка, что называется, «все на морде». Но тоже едут.

Не знаю, сглазил я «паджериков», или дело в ином, но именно с ними приключилась первая на нашем пути неприятность. Сколь серьезная? Для сидящих за рулем журналистов — сущий пустяк, но вот для простых обладателей подобных машин сие было бы совсем неприятно.

Когда колонна преодолевала очередную водную преграду — брод у горного поселения Женешке, — именно на дорогих и статных Pajero были смыты потоком воды передние номера. Все три — ровно по числу этих машин в колонне. Если предположить, что мой «сглаз» ни при чем, остается одно — конструктивная особенность крепления переднего номерного знака. Лечится проблема слабого крепежа довольно легко, но владельцам этой модели нужно иметь в виду данное обстоятельство. Предупрежден значит вооружен!

«Шишига» — друг овцевода

Нас предупреждали, что следующий перевал запомнится надолго, что он куда опаснее и круче первого, что дорога на нем разбитая и скользкая, а колеи встречаются в основном грузовые, ибо на «обычных» машинах («Нивах», УАЗах и сильно подержанных японских внедорожниках) местные здесь не ездят… Что за грузовики живут на этом перевале, нам не сказали, но вскоре мы их и сами увидели — это старые добрые «шишиги» (ГАЗ-66). Эти удивительные творения Горьковского автозавода умудряются и на высоте 3000 м карабкаться по весьма крутым склонам. Что они там потеряли? Оказывается, главным образом возят сено, которое удается раздобыть на высоких горных кручах. Эта овчинка стоит выделки. Во-первых, из-за частой для этих мест облачности солнце наверху не так выжигает растительность. Во-вторых, на высоте есть крутые склоны, закрывающие флору все от того же палящего солнца. В-третьих, там, за облаками, текут ручьи, по берегам которых что-то растет. В общем, «шишига» в этих краях — лучший друг овцевода. Вот она, нарисовалась! Объезжайте, как хотите…


О еде

Казахское гостеприимство требует хорошо кормить дорогих гостей, предлагая много разных блюд, в том числе несколько вторых горячих. Одним-двумя трапеза обычно не обходится. Пока неосведомленный гость думает, что его чествования за столом близятся к завершению, хозяева продолжают нести очередные горячие блюда — их может быть три или даже четыре. Не удивляйтесь, если через час после начала трапезы вам поставят суп, через полтора вынесут лагман или бешбармак, через два — плов, а спустя еще полчасика предложат манты или шашлык! Последний скорее всего тоже будет на выбор: свинина или баранина.


А где динамический трос?

При всем уважении к организаторам мероприятия вынужден заметить, что джиперов-то среди них (в нашем понимании) не оказалось. Судите сами: если ездят «шишиги», значит, где-то непременно будет глубокая колея; если на узкой дороге будет колея (а где вы в горах видели широкие дороги?), то кто-нибудь в нее непременно сядет; а если сядет, его нужно будет чем-то дергать. Чем? Штатным буксировочным тросом с надписью на китайском английском «5 tonn»? Подобным изделием можно разве что «Жигули» до сервиса тащить (желательно по асфальту), но не засевший на пузо внедорожник выдергивать. Хорошо еще, что машин много, — в каждой по одному изделию из Поднебесной, а вместе это целых «55 tonn»!

Из вышесказанного нетрудно догадаться, что второй на пути следования перевал (имя которому Алгабас) встретил нас не очень дружелюбно. Теперь оставшиеся до места запланированной ночевки «чуть меньше 50 км» перестали казаться легкой прогулкой. Скорость колонны упала до неприлично малой. Начало темнеть.
    — Красный L200, красный L200… Остановитесь! У вас спустило колесо! Как слышите? Прием…

Это было первое из трех пробитых колес. Забегая вперед, скажу, что потери понесли два пикапа и один из четырех Pajero Sport. Быстро обнаружить эту неприятность при езде по бездорожью (а тем более в горах, когда машину постоянно колбасит) весьма непросто. Знакомый джипер рассказывал как-то, что увидел «…чье-то колесо...», обгоняющее автомобиль, а спустя несколько секунд понял, что оно совсем даже не чье-то, а именно его. Конечно, мы в такие г… (грязи) на серийных автомобилях и заботливо смонтированных на них шинах класса АТ не погружались, колеса по дороге не теряли…

Но когда пикап, следуя подсказке товарищей, остановился, резинотехническое изделие не годилось даже для оформления детской площадки.


Что важно

Поскольку в приграничных районах республики нет недостатка в горах (самая высокая точка — 6995 м), путешественнику даже летом необходимо иметь с собой теплую одежду и хорошую обувь. Настоятельно рекомендую высокие крепкие «дышащие» непромокаемые ботинки «для путешествий». Кроме того, в горах чрезвычайно важен GPS-навигатор с прописанными несколькими (!) альтернативными маршрутами — основная дорога может оказаться непроходимой. Еще лучше поможет местный проводник.


Тем временем в лагере

Узнав о маршруте нашего следования, встречающие нас на турбазе «Кульсай» аборигены поспорили, во сколько же мы приедем. По разным прогнозам нам сулили от 3 до 6 ч опоздания или даже больше, если придется возвращаться назад для объезда. Так, логически рассудив, приготовление горячих блюд на всякий случай тормознули.

Последние 30 км мы действительно ехали несколько часов. Дорога оказалась глинистая, скользкая (дождь продолжался), к тому же все это происходило в темноте. Каждый подъем и спуск машины преодолевали поодиночке, борясь с боковым соскальзыванием в сторону очередного обрыва. На относительно прямых участках ждали друг друга иногда по 5–10 мин. Дергали застрявших, меняли колеса — в общем, нагуливали аппетит.



Было пару неординарных происшествий. По совершенно непонятной причине у одного из дизельных «спортов» за 20 км до ужина закончилось горючее, хотя все заправлялись вместе, и у других машин в баках плескалось по 20–30 л (списали на нерадивых заправщиков). Конструкция же заливных горловин на автомобилях давала возможность более-менее без проблем слить топливо только из L200. Одним словом, грузовички отыгрались!

Последний сюрприз преподнесла еще одна машина, закрыв внутри себя ключи. Она решила взять саму себя под охрану при очередной остановке для замены пробитого колеса (всем «талантливым» установщикам сигнализаций посвящается). Огорчению не было предела. У всех стоявших рядом в голове, как лампочка с надписью Alarm, пульсировала одна только мысль: придется бить стекло! Но тут кто-то из коллег, пытаясь опереться на какую-нибудь поверхность (сказывалась усталость), буквально провалился в салон — одно из четырех окон было открыто, чего в темноте не приметили. Спустя пару часов спасителя одарили «штрафной».


Русский язык

Распространенность русского языка в Казахстане велика в том числе из-за проводившейся в СССР «русификации» республики. В 1929 году был осуществлен переход от арабского алфавита к латинскому, а в 1940-м — от латинского к кириллице. В настоящий момент национальный алфавит смешанный, с преобладанием кириллических символов. Почти вся информация, которая может встретиться туристам (включая вывески и дорожные указатели), дублирована на двух языках. Русский понимают почти 100% населения. Многие используют его в качестве основного. В общем, не пропадете


Красота — это страшная сила

Первое из трех Кольсайских озер, раскинувшееся на высоте 1950 м, доступно для туристов, имеющих любой паркетник, — сюда есть вполне сносная дорога. Второе озеро — выше в горах, к нему надо ехать на лошади. Говорят, там еще красивее. К третьему ходят только пешком, и только избранные.

Вообще достойных внимания мест в Казахстане много, хотя и разбросаны они подчас на значительном расстоянии друг от друга. За три дня пути и чуть больше 800 км нам довелось побывать в нескольких интересных заповедниках, посмотреть древние захоронения, полюбоваться петроглифами (древняя наскальная живопись), увидеть настоящие каньоны, залезть на «поющий бархан».

Последняя достопримечательность заслуживает отдельного упоминания. Эта песчаная дюна высотой 150 м (на фото она кажется много меньше) расположена в национальном парке «Алтын-Емел» (ориентир — поселок Басши). За небольшую плату сюда может попасть любой желающий. Если хватит сил забраться на такую гору песка (а он будет на каждом шаге уходить из-под ног), вы насладитесь великолепным видом на горные хребты, на долину реки Или, на ма-а-ленькие машинки, оставшиеся далеко внизу, а в хорошую погоду и на Капчагайское водохранилище, что в 25 км западнее уникального бархана.

Свое название он получил благодаря звукам, которые издает слой песка, скатывающийся вниз по бархану из-под ног или попы путешественника — местные рекомендуют спуститься вниз на пятой точке. Считается, что звук похож на голос органа, но вашему покорному слуге он напомнил приглушенный гул пропеллеров турбовинтового самолета. Может, у меня что-то со слухом?

Основной целью нашего путешествия была проверка в боевых условиях Mitsubishi Pajero Sport, чей недавний выход на российский рынок прошел незаслуженно тихо.

Хотя лидера клана бриллиантовых (большого Pajero) я по-прежнему считаю автомобилем более комфортным и сбалансированным для простых задач, по некоторым внедорожным составляющим он все же уступает своему младшему брату — Pajero Sport. Последний имеет чуть лучшую внедорожную геометрию и защищенность от контактов с подстилающей поверхностью.

Словно в подтверждение этому большой Pajero, принимавшие участие в нашем пробеге, сильнее пострадали от таких контактов. К боевым потерям можно отнести загнутую о камень подножку одного из автомобилей и отогнутый на какой-то очередной ступени задний бампер другого. Со «спортами» таких злоключений автором замечено не было.

Отдельное спасибо принудительной блокировке заднего межколесного дифференциала. В горах, когда колеса часто теряют контакт с дорогой, она очень помогает. А штурм препятствий с ходу, к которому нередко вынуждены прибегать владельцы машин со свободными дифференциалами, в горах опасен.

Подводя итоги, можно сказать, что цель достигнута — проверка боем прошла успешно. Можно бы и продолжить... на родине!


Их нравы

Если вы решитесь отправиться в путешествие по Казахстану, примите к сведению, что пешеходов здесь принято пропускать даже на широких городских улицах и даже там, где нет зебры. Кредитные карточки здесь не в почете, рубли тоже, зато доллары берут с удовольствием.

Горючее примерно на 40% дешевле, чем в России, однако плату за проживание могут попросить совсем нескромную: на турбазе — $70 за койку с ограниченными удобствами (например, без горячей воды или с удобствами на этаже), а в гостинице в центре Алма-Аты — около $150 за номер «стандарт» в четырех звездах.


текст: Александр ДЕМЕШЕВ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты