Возьмете колесико?

Тестируем шиномонтажные услуги

Текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
Фото: Александр ДАВИДЮК

Поменять резину. Казалось бы, что может быть проще, особенно если делать это чужими руками? Заехал на шиномонтаж, не успел и глазом моргнуть, как специально обученные мастера на хитром станке разобрали первое колесо, надели на диск новую шину и принялись за следующее. Красота! Ну а если у вас на автомобиле стоят колеса, которые, мягко говоря, несколько отличаются от среднестатистического размера?

Способны ли городские шиномонтажи переобуть лифтованного монстра? В поисках ответа мы загрузили в кузов пикапа два колеса и в планово-хаотичном порядке принялись рас-катывать по вышеозначенным предприятиям «бытового обслуживания». Поскольку в стандартный шинный станок помещается колесо размером до 35х12,5 включительно, в качестве «сменной обуви» мы прихватили с собой «ненормативные» Super Swamper TSL SX 36х12,5 R15 и просто огромные Super Swamper Bogger 44х19 R15. Ставя их поочередно на один и тот же диск шириной 10 дюймов, мы объехали полтора десятка самых разных точек, теоретически способных провести данную операцию.

Производственная гимнастика

Первым делом, с утра, прямо к открытию, мы отправились в большой и дорогой «Шинный центр Tyre Plus», что на Сущевском валу. Посетителей не было. Сотрудники в чистых комбинезонах еще только готовились к новому трудовому дню. Менеджер был крайне любезен. «На джип, говорите, перебросить резину? Если колесо с машины снято, то пятьсот. Заезжайте», – сообщил он, бросив взгляд на Mazda B2500, из кузова которой кокетливо выглядывала 36-дюймовая «запаска» от подготовленного Jeep Wrangler. «Ого! – воскликнул молоденький шиномонтажник, открывавший ворота. – Глядите, пацаны. Вы такого еще не видели!» Все семеро работников сервиса бросились смотреть. Мы загадочно переглянулись, откинули борт и, сбросив на пол предмет первого удивления, открыли взору его величество «44-й» Bogger. Сцена удивления № 2 была еще более бурной и эмоциональной. Из общего гула непечатных восторгов можно было вырвать лишь отдельные фразы типа: «А для какой оно машины?» и «Мы такого еще никогда не делали!» Впрочем, энтузиазма у ребят было хоть отбавляй, и они споро принялись за работу. Через 40 минут (с учетом откручивания 36 болтов бедлока) они-таки переобули запаску с 36-го на 44-й размер. При этом маленькое колесо поместилось в устройство для разбортирования, но немного не влезло на станок, на котором снимают шину. И тогда монтажники не поленились открутить с него мешающую деталь. А вот большое не влезло на станок даже после его частичной разборки. Пришлось вставлять диск вручную. На колесе прыгали, давили монтировками закраины, стучали молотком, мазали мылом. Через десяток минут производственной гимнастики покрышка каким-то чудом оказалась на ободе, а посадить ее на хампы помог мощнейший компрессор. Что характерно, несмотря на общую суматоху, монтажники заметили, что Bogger – резина направленная, и не забыли спросить, на какую сторону ее собирать.

Звонок другу

Шинный магазин средней ценовой категории «Лига Тайрес» на улице Космонавтов. Мастер как раз заканчивал работать с предыдущим клиентом и поначалу принял нас радушно, сказав, что за 15-й радиус возьмет не больше 300 рублей. «Да нам только перебортировать. Балансировать не надо». – «Ну, это вообще дешево». Общение происходило перед дверьми монтажа, и выглядывающую из кузова «36-ю» шину он видел. Когда же на свет извлекли колесо, которое предстояло разобрать, энтузиазм как рукой сняло. Он удивился. И, очевидно, удивился неприятно... Мы уже собрались уезжать, но тут произошло неожиданное – по неосторожности Bogger уронили плашмя на пол. А так как ниппель был уже выкручен и предыдущие специалисты не пожалели мыла, то шина… отскочила от обода под собственным весом. После этого мастер согласился закончить работу, и через 25 минут на диск вновь был надет TSL. С той лишь разницей, что мы решили монтировать шину традиционным образом (без бедлока), дабы не тратить лишнего времени. Наибольшую сложность представлял процесс изъятия диска из жесткой диагональной покрышки. Работники вынимали его вчетвером при помощи трех монтажек, кувалды и непереводимых оборотов изящной словесности. Когда же я отдал выписанную мастером бумажку в кассу, пришла моя очередь удивиться. Но в данном случае удивление было приятным: за работу взяли всего- навсего 90 рублей!

Маленькие хитрости

Следующим в списке значился «техцентр широкого профиля». Такой был неподалеку, возле стеклянной высотки «Мосгипротранса». У маленькой бетонной будки с надписью «Шиномонтаж» нас встретили двое невозмутимых мастеров. Узнав, что надо сделать всего одно колесо, и поглядев на TSL, заявили:

– Триста.
– Другая шина еще больше.
– Доставайте, сделаем!

Едва край Bogger показался из кузова, как один из специалистов произнес: «Триста семьдесят. Потому что вручную будем монтировать!» И что же – безо всякой суеты (попутно поглядывая в работающий телевизор) два мастера справились с нашими колесами меньше чем за 20 минут! Причем, когда возникла сложность с посадкой закраин на хампы, мастера применили «ноу-хау»: между боковиной Bogger и краем диска вставили обычную камеру, накачали ее, чтобы уплотнить соединение резины и металла, а затем начали качать шину. Когда одна сторона села на место, шину продолжили качать, а камеру сдули и вынули.

Полоса обломов

Бойкий и всегда людный шиномонтаж при автомагазине в начале улицы Матросская Тишина. Очередь. Чтобы зря не стоять, спрашиваем у парня, принимающего колеса. «Мы все делаем! У вас «15-е»? Одно? Тогда 140». Я вижу, что даже TSL не влезет в окно приема колес, и высказываю опасение.

– А я его через дверь закачу.
– Второе еще больше.
– Тоже «15-е»? Пойдет!
– Ты б спросил, может, мастера не возьмутся. Чтобы нам зря не стоять.
– Ну, доставайте, сейчас узнаю.

Парень забирает TSL и укатывает его в недра здания. Минут через пять, когда мы уже достали было Bogger (вызвав вторую волну интереса), молодой человек выкатил TSL обратно и извинился.

В крохотном сервисе на Семеновском валу шиномонтаж оказался в темной узкой длинной каморке внутри какой-то стены. Тем не менее, я спросил монтажника про колеса для Jeep. Не поворачиваясь ко мне, он буркнул:

– Приносите.
– Может, посмотрите сначала?
– Что я, колес не видел? Приносите и кладите. Я занят!

Похоже, мастер был не в духе. Пришлось принести, но положить на пол не удалось: ширина каморки оказалась меньше 36 дюймов. Монтажник обернулся. Сказать, что он был поражен – не сказать ничего. Потрясение было настолько сильно, что всю его мрачность сдуло в один миг, а в речи остались только предлоги и союзы…

Следующую вывеску «Шиномонтаж» (под ней красовалась табличка «Аренда домкрата – 100 руб.») мы отыскали в гаражах вдоль железной дороги.

– На Jeep колесо сделаешь? Запаску собрать надо, только она большая.
– Восемнадцатый радиус, небось?
– Нет, пятнадцатый…
– Ну, разве это большая?
– Для кого как… Может, выглянешь, чтобы мы зря не таскали?


Парень выглянул – и застыл, подобно благородному обществу в последней сцене «Ревизора». «Правда, большое…», – ошарашено произнес он, глядя на TSL. «Нет, – сказали мы, – это маленькое». И откинули борт… Не выходя из ступора, специалист сказал что-то вроде «Наверное, я не справлюсь» и побежал собирать соседей по ГСК, чтобы поделиться невиданным доселе зрелищем.

Сплошной отказ

В транспортном цехе завода «Салют» нам отказали, едва увидев Bogger. Сослались на то, что в легковой станок наше колесо не поместится, а на грузовом монтаже делают только камерные колеса на разборных дисках.

В большом шиномонтаже около Перовского моста нас опять готовы принять без очереди, но едва мы закатываем TSL, как задор у мастеров пропадает. Когда же появляется Bogger, скепсис становится уверенным: «В станок не влезет». Предлагаем сделать вручную. «Нет, – говорят, грустно опустив глаза, – у нас таких больших монтажек нет».

В грузовом сервисе Автокомбината № 40 нам отказали по тем же причинам, что и на «Салюте» – оборудование не предназначено. Но подкинули дельный совет: обратиться на грузовой иномарочный сервис. И даже дали адрес техцентра Iveco в Люберцах. Что ж, едем туда, но по пути сворачиваем в Ухтомку. Обнесенный забором двор с нарисованной от руки вывеской «Автосервис 24 часа» и далее про ремонт ходовой, кузовные работы и перекраску. Во дворе остовы машин и серый домик. В домике пятеро пацанов предармейского возраста. В самом что ни на есть благостном расположении духа, потому как на столе красуется бутылка водки, а под ним – еще две, но уже пустые.

– Резину на джиповском диске надо перебортировать. Сколько денег возьмете?
– Сколько колес?
– Одно.

Один из парней выходит вслед за мной на улицу, видит кузов пикапа с торчащим оттуда колесом и, не веря себе, произносит: «Такого не бывает. Это прикол какой-то. Не, ну вы точно прикалываетесь! Не бывает таких колес. Это от трактора, а не от джипа. Я знаю, какие на джипы колеса ставят. Не, ну это точно прикол!» Разворачивается и уходит...

А мужики-то не знают…

Что ж, неподалеку есть база механизации, где обитает всякая уборочная техника. Может, там попытать счастья? На базе десяток мужиков предпенсионного возраста, но в том же состоянии, что и давешние пацаны. «Нам бы на Jeep колесо сделать», – говорю. Один из мужиков бросает: «Подожди, сейчас Витю найду» – и топает куда-то бодрым шагом. Остальные тоже расходятся. Я стою минут пятнадцать в окружении собак, которые то засыпают, то вдруг вспоминают, что им положено лаять на чужака. Появляется Витя. В отличие от остальных, он не в телогрейке и оранжевом жилете, а в кожаной куртке. Вновь объясняю ситуацию.

– Триста дашь?
– Может, двухсот хватит?
– Нет, триста! И машину на улицу выгоняй, чтобы начальство не увидело.

Выгружаем колеса. Мужики не на шутку удивлены. Даже многоопытный Витя! Но, быстро справившись с волнением, он выкручивает ниппель и приступает к делу. Остальные продолжают удивляться и приводить все новых зрителей. Кое-как отодрав от закраин борта Bogger, Витя с помощниками начинает вытаскивать диск. Дело явно не клеится. В ход идут три монтажки и кувалда. Чем дальше, тем сильнее броуновское движение вокруг колеса и тем больше нового мы узнаем о шинах, дисках и их родственниках. Техника безопасности стремится к нулю. Все кому не лень начинают совать что ни попадя куда ни попадя. И тут раздается предложение: «А может, его срезать?» Посадка TSL на диск дается еще тяжелее…

В конце концов, многострадальное колесо собрано. Осталась малость – посадить резину на место и накачать. Третье действие Мерлезонского балета! Производительность единственного на всей базе компрессора рассчитана на неспешное надувание камерных шин. Шаманские пляски с колесом в надежде «подоткнуть» боковину не приносят ни малейшего результата. Кто-то предлагает посадить колесо с помощью бензина. Не успеваю я восхититься знакомством аборигенов с джиперской классикой, как появляется паяльная лампа. Мастер выливает из нее едва ли не половину внутрь шины и собирается поджечь от сигареты. А колесо при этом стоит внутри ангара, опираясь на только что разбортированную шину. Приходится напомнить о технике безопасности, попросить принести огнетушитель и порекомендовать не засовывать руку с зажигалкой внутрь покрышки. Подействовало. Огонь! Но вместо ожидаемого мини-взрыва брошенная в шину спичка гаснет в луже содержимого паяльной лампы. «Мужики, а что у вас там налито было?!», – примерно таким образом можно привести в журнале возмущение идейного вдохновителя «огненного» монтажа. Когда час шиномонтажных работ был на исходе, мы подкинули мастерам правильную мысль, и лишь с ее помощью они смогли завершить начатое. Ну а мы смогли двинуться дальше…

Все как у больших

Сервис Iveco в глубине подмосковной промзоны мы нашли с некоторым трудом. Предприятие показалось солидным. Приемщик совершенно не удивился заказу, назвал цену 180 рублей, но предупредил, что, поскольку мы в первый раз, то оформлять бумаги придется дольше, чем делать сам шиномонтаж. И действительно, шиномонтаж занял меньше пятнадцати минут. Мы загнали пикап в ангар, сгрузили колеса, ради смеха примерили Bogger к одному из грузовиков (по внешнему диаметру он оказался нужного размера), и тут нас позвал мастер по имени Николай. Оказалось, TSL уже разобран, и надо собирать другую шину. На сервисе нашлось мощное оборудование, способное справиться с любыми колесами. И, что особенно удобно для возни с большими тяжелыми «бубликами», рабочая плоскость главного шиномонтажного станка была не горизонтальной, а вертикальной. Достаточно подкатить и поставить. Но больше всего меня поразил инструмент, который Николай применяет для «посадки» шин. На конце идущего от компрессора шланга закреплен ресивер от пневмосистемы грузовика, к нему приварена ручка, а в торце – плоское сопло. Мастер подносит устройство к ободу, тянет рычаг... Мощный пневмоудар внутрь шины, и она на месте! При этом отдача такая, что самого Николая отбрасывает на полметра. Но не обошлось и без промаха: несмотря на направленный рисунок, мастер не спросил, на какую сторону монтировать шину.

А Ленин – в Париже

И вот мы решили попытать счастья в фирменном техцентре Jeep. Подъезжаем на улицу Сталеваров. Внутри – красивые машины и дорого одетые покупатели. Подходим к стойке, где оформляют ремонт:

– Нам колесо надо на Wrangler сделать…
– Мы проколы не ремонтируем!
– Да нам всего-то резину на диске поменять.
– Это можно. Вы записаны?
– Нет. Но ведь всего-то одно колесо…
– Хорошо. Фамилия, контактный телефон? Техпаспорт?
– Чей, колеса?
– Нет, вашего Jeep.
– С собой нет.
– Почему?
– Мы колесо привезли на другой машине.
– Давайте ее техпаспорт.
– Вот, пожалуйста.
– Так это Mazda! А мы их не обслуживаем.
– Ее и не надо обслуживать. Мы на ней колесо привезли. А колесо от Jeep Wrangler.
– А почему не на нем?
– В пикапе удобнее.
– А где Jeep?
– В гараже.
– Ничего не понимаю! Как это оформлять?.. Подойдите к мастеру.

Солидный мастер, при галстуке, недоверчиво берет у меня документы. Потом начинает терпеливо объяснять менеджеру, как в компьютер надо заносить заявку. Фамилия, телефон, техпаспорт…

– Так у вас Mazda?!
– Мы на ней колесо привезли. От Jeep.
– Почему?
– Так удобнее.
– А где Jeep?
Пытаюсь не подавиться смехом:
– В гараже!

Наконец мастер понимает ситуацию и объясняет, что в их техцентре четкая отлаженная методика оформления заказов, и когда происходит что-то нестандартное, то возникают сбои. А всего-то запаску привезли отдельно от автомобиля. До настоящего нестандарта дело еще не дошло, и об истинном размере «происшествия» никто еще догадывается. Вместе с мастером пытаемся обмануть компьютер, задавая во всех номерных строчках «б/н». Но это не проходит. Компьютер упорно твердит, что такого быть не может. И даже 1984 год выпуска, заданный в соответствующей позиции, не меняет дела. В конце концов, мастер вздыхает: «Ладно, заезжайте так. Но в машине должен быть только один человек». История закончилась совершенно неожиданно. Едва шиномонтажник увидел торчащее из кузова колесо, тут же уперся и сказал, что ни за что не будет его делать. «Вы мне станок сломаете!», – был его главный довод, и даже мастер не смог его убедить, что надо хотя бы попробовать.

По-настоящему

Но, как бы там ни было, а еще раз собрать на диске TSL, причем снова с бедлоком, было просто необходимо (хотя бы для того, чтобы вернуть запаску на место). И вот большой техцентр на Яузе, чуть не доезжая до Преображенки. Шиномонтажный станок вызывает доверие. Он большой и с откидной «рукой».

– Возьмете колесо сделать?
– Давайте.
– Может, посмотрите сперва?
– Чего его смотреть? Несите.
Несем.
– Ой, это не влезет!
Мы за день набрались опыта:
– Это влезет! Не влезет другое – то, которое надо разобрать.
– Тогда точно не возьму. Я на нем без станка закраины от обода не оторву.
– А если мы их сами оторвем?
– Тогда сделаю!

В словах монтажника чувствуется уверенность, что нам этого колеса от диска вовек не оторвать. Но мы-то знаем… Кладем плашмя, выкручиваем ниппель, даем выйти воздуху, и самый тяжелый из нашей компании начинает прыгать на резине. Есть контакт! Монтажник обескуражен, но верен данному слову. С надрывом и «плясками» он расправляется с нашими колесами, и даже прикручивает бедлок, хотя видит такое устройство впервые. Работа обходится нам в 200 рублей.

Мораль

Вдоволь накатавшись по сервисным пунктам, мы сделали главный вывод. Монтаж любого колеса большого диаметра – это лотерея. И чем внушительнее размер (в том числе и по ширине), тем меньше шансов в эту лотерею выиграть. Смонтируют такое колесико или нет, зависит от очень многих факторов, связанных не только с квалификацией шиномонтажника и имеющимся у него оборудованием, но и с его настроением. А это непредсказуемо. И уж когда точно не стоит ввязываться в шинную авантюру, так это в период осенней и весенней всеобщей смены резины. Перегруженные работой мастера откажут вам с большей вероятностью. Что же до цены работ, то это зависит от прейскуранта конкретной точки. Но, вопреки опасениям, почти везде с нас брали по обычной цене «15-го» радиуса. И, наконец, последнее соображение: на солидных грузовых сервисах (за исключением автокомбинатов, специализирующихся на отечественных грузовиках) с проблемой больших колес расправятся так же легко, как и в техцентре Iveco.

P. S. А что если перебортировать самому? В самом деле, ездить и искать подходящий сервис может оказаться дольше, чем справиться с проблемой самостоятельно. Ну не доверять же, в конце концов, собственную запаску первым попавшимся (и зачастую нетрезвым) специалистам широкого профиля?



Как это делают в Америке

Текст: Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)
Фото: Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)

Чтобы не повредить полировку диска, используется монтировка с нейлоновым покрытием.
Установка шины на диск стандартной ширины не вызывает проблем, но при работе с дисками шириной 10–12 и более дюймов приходится прибегать к помощи устройства под названием Cheetah Bead Seater.
В США большие внедорожные колеса, как правило, балансируют там же, где и продают. Поскольку достаточно сильно лифтованный пикап или внедорожник на североамериканских дорогах дело вполне обычное, то и «тридцатипятидюймовым» колесом в шиномонтажных мастерских никого не удивишь. По сути, смонтировать такое колесо в Америке возьмутся где угодно (стандартное для таких мест оборудование вполне это позволяет). Но балансировка таких колес – это совсем другое дело. Тут и станок нужен соответствующий, и самое главное – опытный мастер, причем не просто опытный, а знающий секреты обращения с внедорожной резиной.

В качестве эксперимента мы попробовали смонтировать два колеса: 39,5 дюймовый Super Swamper с 15-дюймовым посадочным радиусом и 35-дюймовый ProComp XTerrain, требующий 17-дюмового колесного диска… В мастерской 4Wheel Parts (Калифорния) для работы с большими колесами используют две монтажных машины Coats Rim Clamp 5065 и Coats Direct Drive 1055. Первая используется в основном для работы с легкосплавными дисками, поскольку умеет исключительно бережно обращаться с полированными поверхностями. Правда, 39,5 дюймов – это самый большой размер шины, который можно смонтировать на этом станке, зато размер колесного диска может быть вплоть до 22 дюймов. Что же касается Coats 1005, то это стандартная «рабочая лошадка» североамериканской шиномонтажной индустрии. В любом случае установка большой шины на диск стандартной ширины не вызывает никаких проблем, но в случаях, когда нужно справиться с дисками шириной 10–12 или более дюймов, приходится прибегать к помощи специального устройства под названием Cheetah Bead Seater. По сути это баллон высокого давления, который подает воздух в колесо во взрывном режиме, мгновенно усаживая закраины на свои места.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь-февраль 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты