Душевный рейд

«Карелия» - психологический портрет в интерьере

Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Судьбин

Привычно стучали колеса, и в такт этому перестуку позвякивала ложечка в стакане с рубиновым чаем... Я лежал на вагонной полке, в третий раз пытался прочесть одну и ту же страницу купленного на вокзале детектива и думал: «До чего же душевный получился рейд! Жаль только, что эта неделя пролетела слишком быстро». Я возвращался в Москву с «Карелия-трофи».

Собственно, с тем, что мероприятие получилось исключительно душевным, были согласны практически все участники. Наверное потому, что никто не приехал в Карелию побеждать любой ценой. На «Карелия-трофи» приезжают проверить собственные силы и понять душу этой зеленой страны. Душу камня, воды и леса.

ИНТЕРЛЮДИЯ

В этом году «Карелия-трофи» началось для меня вполне обыденно. Ночь в поезде, и вот я уже суечусь с фотоаппаратом на площади Кирова, традиционном месте старта всех карельских внедорожных мероприятий. А зачем я это делаю – черт его знает. Ведь отлично понимаю, что фотографии боевых машин, пока еще таких чистеньких, неизбежно будут вытеснены снимками с трасс. Но мне просто приятно снимать людей, встрече с которыми я искренне рад. Вот выстроились машины санктпетербуржцев, два УАЗа, Toyota и Samurai. У Паши Трухляева обновления в экипаже: вместе с новым штурманом Валерием Масютиным на борт взяты две собачки, кавказская овчарка Фархад (размером со среднего теленка) и йоркширский терьер Лепа (размером со среднего котенка). Вот всегда сдержанный и спокойный Максим Лычов. А вот и новые для меня лица: Ксения Захарова, такая же миниатюрная. как ее Suzuki Samurai, и экипаж еще одного УАЗа, Алексей Лосев и Александр Зиновьев. С ребятами я виделся на «Ладоге», но теперь будет случай познакомиться поближе. Вот видавшая виды « Нива» Алексея Жураковского из Петрозаводска. А вот и москвичи: семейный экипаж Кости и Инны Мартьяновых и достроивший свой Jeep Cherokee Саша Бесяков. Еще одна московская команда тут же заработала от оргкомитета звание «провокаторов». Московский клуб любителей экстремального отдыха «4х5» подошел к выезду серьезно: все участники команды были одеты в одинаковые майки и банданы с надписью «Карелия-трофи». В результате масса участников стала требовать от руководителя гонки Дениса Кузнецова выдать и им такие же. А вот на клубные машинки народ смотрел с большим сомнением: Pajero и Prado, хоть и с лебедками, но не лифтованные, резина хоть и грязевая, но штатной размерности. Единственным реальным бойцом в команде выглядел прототип на базе УАЗа с позывным «Выворотень». А вообще шеренга машин получилась весьма внушительная. В прошлом году начинали рейд 11 машин, а на последний СУ вышли всего три. На этот раз официально заявились 26 экипажей, да плюс технички, плюс машины организаторов, плюс несколько автомобилей групп поддержки.

Первый СУ – короткий, «разминочный», но организаторы обещают, что в конце будет исключительно красивый брод...

ВОДА И КАМЕНЬ

Точку финиша мы нашли не сразу. Знаете, как это бывает: вроде бы лесная дорожка идет именно туда, куда нужно. Но потом она уходит в сторону, а ни одного подходящего поворота не наблюдается. Приходится возвращаться… Но опоздали мы не слишком сильно. Продираюсь через кусты – и вот оно, поле первого боя! Узкий перешеек между двумя озерами, заканчивающийся неглубоким бродом, дно которого устлано крупными валунами. А выход из брода – подъем по каменным плитам, покрытым скользким мхом. Первым проскочил брод Jeep Cherokee Саши Бесякова, за ним успешно прошли по воде и камням Паша Трухляев и петрозаводец Владимир Терентьев на Mercedes GD320. А вот потом начались проблемы… Машины менее удачливых участников наглухо закупорили узкое бутылочное горлышко брода, и на перешейке выстроилась длинная очередь. И участники кинулись искать траектории обхода. И тут началась настоящая потеха! Вот красным мячиком скачет по каменным плитам « Нива» Алексея Жураковского. При очередном прыжке у нее открывается задняя дверь, и под всеобщий хохот оттуда начинают сыпаться какие-то коробки. Особое оживление вызвал тот факт, что позывной этого экипажа – «Склад». Но наиболее эффектным номером этого шоу стал «заплыв» Suzuki Samurai под управлением Ксении Захаровой. Хотя порой вода полностью закрывала колесные арки и без помощи лебедки обойтись все же не удалось, маневр оказался успешным: в итоговом протоколе этого СУ Ксения оказалась седьмой.

ЛЕС И ВОДА

На второй день стало ясно, что разминка кончилась. Участникам предстояло преодолеть несколько серьезных болот, причем одно из них – с глубоченной мелиоративной канавой, и финишировать в заброшенной деревне Титнаволок. О том, что задача будет непростой, говорил отпущенный организаторами норматив времени – 36 часов. Как выяснилось, совсем не зря. Через десять часов в кустах за околицей заворчал мотор – это финишировал УАЗ Александра Лобова и Саши Зиновьева. Еще через час – из кустов вынырнул Samurai Ксении Захаровой. Ксюша выглядела абсолютно счастливой, хотя временами морщилась от боли и потирала ушибленную руку: на трассе она оборвала тормозной шланг, а потом на крутом спуске пробовала притормозить ставший неуправляемым автомобиль, ухватившись за дерево. Ну а третьими, ко всеобщему удивлению, на финише появилась петрозаводская Toyota Hi-Lux. Ребята подцепили вирус грязелазания совсем недавно и, собственно говоря, это были их первые серьезные соревнования. Так что никого не удивил ни кипящий в их крови адреналин, ни их горящие глаза. Их поражало и восхищало все: и то, что они сумели проехать там, где на первый взгляд и ходить-то невозможно, а уж то, что они оказались третьими, и вовсе казалось им чудом. А потом начались долгие часы ожидания. Машины по одной выходили со спецучастка всю ночь. Кто-то разбортировался, у кого-то скисло сцепление, у кого-то отказала лебедка… Забегая вперед, скажу, что команда «4х5» провела на этом СУ почти четверо суток, но все-таки прошла его самостоятельно!

ЛЕС, ВОДА И КАМЕНЬ

На следующий день организаторы обещали короткий и относительно простой СУ, а за ним – день отдыха. Третий СУ действительно оказался довольно простым. Опытные участники проскочили его настолько быстро, что организаторы с трудом успели выставить судью на финиш. Собственно, основным препятствием был брод, в котором, как это водится в Карелии, хватало крупных валунов. Народ развлекался как мог: и хай-джеками орудовал, и сэндтраки подкладывал, и валуны в воде перекатывал. Красивей всех прошел брод Jeep Cherokee Александра Бесякова: ходом, ни разу не остановившись, как будто под колесами была не бурлящая вода и осклизлые камни, а ровный асфальт!

КАМЕНЬ, ВОДА И ДОЖДЬ

Помнится, строили мы всей семьей дом на дачном участке. А дело было в стародавние времена, когда покупка пары кубометров досок была событием. Словом, удалось нам купить машину старых кирпичей. Вот сидим мы с женой и оттираем их от раствора, который в дореволюционные времена был не чета нынешнему. И тут мама моя, добрейшей души человек, подходит, смотрит сочувственно и говорит: «Устали, ребята? Захотите отдохнуть, вскопайте пару грядок…» Похоже, примерно такой же логикой и руководствовался Денис Кузнецов, когда в день отдыха решил устроить дополнительный участок прямо на территории лагеря. Погода испортилась, накрапывал дождь, мы сидели под тентом и опасливо наблюдали, как Дима Кульнев по грудь в воде бродит вдоль берега озера Линдозеро в поисках места, куда бы поставить вешку. Мы с Инной Мартьяновой начали припоминать всяческие песни про подводный флот («Лодка диким давлением сжата, дан приказ – дифферент на корму…»). В конечном итоге вешки были поставлены так, что срочных погружений на перископную глубину все же не потребовалось. Стал ясен и замысел Дениса: провести пляжный триал, точнее, спринт по триальной трассе, прямо по урезу воды. Принять участие в этом празднике внедорожной жизни под дождем смогла лишь половина участников. Одни не успели залечить раны своих коней, полученные на первых трех СУ, а клуб «4х5» все еще сидел в болотном плену СУ-2. Но доп получился исключительно красивый! Конечно, скакать по камням нравится далеко не всем, поскольку повредить машину при малейшей ошибке – проще простого, зато наблюдать за тем, как машины то ныряют по фары в прозрачную и чистую воду Линдозера, то, рыча моторами, штурмуют мокрые гранитные валуны, могло все немалое население лагеря, причем – не отходя от костров и не выходя из-под тентов. Последнее особенно важно, потому что дождь разошелся не на шутку. Наиболее лихо нырял в воду и карабкался на прибрежные камни петрозаводский УАЗ с бортовым номером 16 под управлением Вадима Салмина. Впрочем, очень неплохо шла и Toyota Льва Колмановского, и УАЗ петербуржцев Лосева и Зиновьева, и семейный экипаж Мартьяновых.

ВОДА, ЛЕС И ДОРОГА

Два последних СУ чем-то были похожи друг на друга. Не случайно в их названиях присутствовало слово «дорога». Действительно, оба спецучастка начинались лесными дорожками с глубокими колеями, а в середине таились серьезные, хотя и не слишком протяженные болота. И выиграл оба эти СУ один и тот же экипаж, Алексея Лосева и Александра Зиновьева, обеспечив себе победу. Но было у каждого из этих участков и свое лицо. На четвертом СУ экипаж Льва Колмановского доказал, что их первые успехи не были случайностью. И машина у них вполне на уровне, и главное – ребята очень быстро учатся. Но надо было видеть, с каким восторгом Лев рассказывал о своем открытии благотворного влияния сверхнизкого давления в шинах на проходимость! Третьим был Samurai Ксении Захаровой. Вечером в лагере произошла сенсация местного значения: в полном составе завершила СУ-2 команда клуба «4х5». Собственно, это был маленький подвиг командного духа. Четыре не самые подходящие для штурма болот машины и один прототип на не самой лучшей для болот резине Simex Extreme Trekker все-таки прошли этот сложный участок. Прошли на руках и на лебедках. В самых сложных местах мостили гати. В болоте поменяли на «Выворотне» сцепление, подогнав его по размерам при помощи «болгарки». Меня, кстати, с самого старта интересовало: а что означает название «4х5»? Оказывается, ребята увлекаются самыми разными видами экстремального спорта, но вот до мест занятия этими своими увлечениями стараются добираться на внедорожниках. Вот и получается 4х4 плюс еще единичка…

Что же касается последнего СУ, то ту т все было как в песне: «Последний бой, он трудный самый…» Дело в том, что начинался участок с нескольких сот метров старой гати. Вот только огромные бревна, когда-то положенные на болотистый грунт, почему-то лежали не поперек дороги, а вдоль. В результате, стоило колесам соскользнуть с бревна, как машина ложилась мостами на осклизлое дерево и дальше можно было двигаться только на лебедке, оставляя за собой чудовищные колеи, медленно заполнявшиеся грунтовой влагой. Особенно отличилась на ниве канавокопания «семидесятка» Паши Трухляева. Но, так или иначе, большая часть стартовавших машин преодолела засадную гать и вырвалась на оперативный простор. Все, кроме машин клуба «4х5», поскольку по команде «5... 4... 3... 2...1… Пошел!» никто и не подумал жать на газ. Вместо этого в дело вновь были пущены бензопилы, и дружная команда принялась укладывать новую гать поверх старой. На этот раз – с правильным, поперечным расположением стволов. Через час машины все еще стояли на старте, но метров 400 «карельского хайвея» было уже готово. Когда я вернулся в лагерь, лучшие экипажи уже успели финишировать. В их числе была и Питерская Toyota, и Cherokee Саши Бесякова, и УАЗ Инны и Кости Мартьяновых. Samurai Ксении Захаровой на этот раз финишировал на буксире, со сломанной рулевой и колесами, изображающими плуг. Ксюша, конечно, очень огорчалась – ведь она уже сумела объехать почти всех участников и готовилась финишировать если не на первом, то на втором месте. Впрочем, огорчалась она не очень долго – общая сумма положительных эмоций явно перевешивала.

Рейд заканчивался… Доминирующей темой разговоров у костров было «Хорошо, но мало». Вспоминали поломки и полевые ремонты – их, вообще-то, было очень много («Тяги усиливать смысла нет. Лучше уж пусть согнется, чем у наконечника сломается». – «А у нас сцепление не подошло. Пришлось на старый диск новый фрикцион переклепать»). Обсуждали свои и чужие ошибки («Мне бы во втором болотце поправее взять, а я прямо ломанулся». – «Вот-вот. А мы там по краешку прошли»). Причем вот что любопытно: никто и не пробовал ругательски ругать организаторов, хотя на первый взгляд поводов для этого было хоть отбавляй. От костров ребят разогнал только вновь припустивший дождь. Сквозь сон я услышал, как прорычали через лагерь машины клуба «4х5», все-таки построившего свою дорогу.

Утром я проснулся очень рано. Послушал, как капают на крышу палатки срывающиеся с еловых иголок тяжелые капли, и выбрался в рассветный сумрак. Посмотрел, как гоняет почти неощутимый ветерок клочья тумана над озерной водой. Ко мне подошел кавказец Фархад, ткнулся тяжелой мохнатой головой – наверное, хотел похвастаться, как ему повезло, какая у него получилась продуктивная «санитарная инспекция» и сколько котелков с остатками макарон с тушенкой ему удалось вылизать до блеска. Потом шумно вздохнул и улегся под деревом. Наверное, он тоже понимал, что лафа заканчивается, и ему тоже было чуточку грустно.

ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД

На площади Кирова самый большой сюрприз ждал Ксению Захарову. Дело в том, что на «Карелия-трофи» традиционно определяют двух победителей: «по секундомеру» и по Гамбургскому счету, и трудно сказать, цена какой из наград выше. Но если уже за пару дней до финиша никто не сомневался что победят Лосев и Зиновьев, то имя победителя по Гамбургскому счету до последнего момента было тайной даже для Дениса Кузнецова. Нужно было видеть Ксюшино лицо в момент, когда она была названа лучшим пилотом трофи-рейда!

Но вот закончились и официальные, и неофициальные торжества. Отзвенела и спряталась в чехол гитара, умолкли бесконечные обсуждения перипетий рейда. Пора было собираться домой. Ну так что, справились ли участники с основной задачей, поняли ли до конца душу Карелии? Я, например, точно – нет. Значит, придется вернуться сюда в следующем году.



Колмановский Лев.
Toyota Hi-Lux, Петрозаводск, стартовый № 26, пилот.

Я занимаюсь бизнесом и привык к тому, что люди в массе своей – не слишком хорошие. Каких-то собратьев по духу очень тяжело найти. А тут приехал – а вокруг все нормальные люди! Разные, но нормальные.. И все открыты для общения, и все готовы помочь. В обычной жизни такого не встретишь. Меня это просто потрясло. Столько людей, разных, с разным материальным положением – но все хорошие! Я езжу на полноприводных автомобилях уже лет 15, так что имел основания считать, что умею их использовать и знаю, на что они способны. За время этих покатушек я понял, что я ничего не умею пока. Мы ездили по таким болотам, где я в детстве с папой и мамой клюкву собирал, и где ходить-то тяжело. Для меня это стало просто шоком, но очень радует, что я везде проехал. Адреналин литрами! Мы же в первый раз… Спускались сначала до 0.7, я боялся поначалу, что разуемся. Но потом мы послушались умных людей и сдулись до 0.5, и там, где на СУ-2 сидели – теперь просто ехали. Но вообще я в восторге. Лебедка ComeUp меня очень порадовала. Очень производительная, тянет, мотор не греется – в грязи, в воде. Мне кажется. что для первого раза мы показали неплохой результат, хотя в этот раз результат нас и не интересовал. Может быть, потом мы и станем бороться за места и секунды, а пока нас интересовало одно – просто проехать. И мы проехали.



Захарова Ксения.
Suzuki Samurai, Санкт-Петербург, стартовый № 2, пилот.

Ой, шикарно! Так здорово, так интересно, очень понравилось! Я меньше года в трофи, но кое-где уже поучаствовала, на «Ладоге», например. Там тоже здорово, но тут как-то спокойнее и больше все для души. Но и соревновательная часть тоже очень понравилась. Я всегда стараюсь ехать «на результат». И я, безусловно, получила то, зачем сюда ехала. Если бы не поломки, все было бы вообще замечательно. В следующем году обязательно приеду.





Фархад.
Кавказская овчарка, экипаж № 1.

А что? Мне понравилось. Хотя, конечно, не все. Непонятно, зачем хозяин меня в эти болота затаскивал? Пробовал там погулять – и тут же твердо заявил: сам тут гуляй. Я тебя, хозяин, уважаю, но у меня шкурка не казенная. Мокро же! Опять же: ходишь себе, народ вокруг душевный, то котелок вылизать даст, то баночку от тушенки. А тебя цоп! – и привяжут к машине. А раз так – значит, я на работе, надо охранять. А от кого, спрашивается? И вот работаешь, гавкаешь, а тебе же за это еще и влетает, чего, мол, шумишь? А как не шуметь, я ж при исполнении!



Алексей Лосев.
УАЗ-3151, Санкт-Петербург, стартовый № 10, пилот.

Главная разница между недельной «Ладогой» и недельной «Карелия-трофи» в том, что на «Ладоге» все жестче. «Ладога» на сегодня не входит ни в кубок, ни в чемпионат, но тем не менее, там вся игра идет по своим правилам. Борьба идет очень жесткая, пожалуй, даже слишком. А здесь все как-то по-семейному. Я участвовал и в «Тосненских болотах», и в «Вепсском лесе». Пока по уровню «Карелии» до этих соревнований расти и расти, и все равно мне здесь многое понравилось. Во-первых, понравился контингент участников. Во-вторых, природа и трассы понравились. Как ни странно, понравилась и организация, несмотря на то, что ею занимались буквально два человека. Все, конечно, не так четко, как у Юры Овчинникова, но ребята – молодцы. По-моему, со временем у них все получится. Мне кажется, что «Карелия-трофи» никогда не станет ни этапом кубка, ни чемпионата, и, наверное, это только к лучшему. Потому что в противоположном случае людям, которые приехали не побеждать, а просто отдохнуть, здесь уже не будет места. Но развиваться, конечно, надо, и я уверен, что определенное развитие будет происходить. Наверное, организаторам все же придется разделить участников по уровню подготовки машин. Сегодняшняя ситуация, когда по одним и тем же трассам идут и монстры, и стандартные «Нивы», явно нуждается в исправлении. Но главное – сохранить дух приключения.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 ноябрь 2004

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты