Утяжеляющий фактор

«Вепсский лес» - пятый этап чемпионата России

Текст: Григорий Ярошенко
Фото: Григорий Ярошенко

Харуки Мураками «Охота на овец»

«Танцуй, – сказал Человек-Овца. – Пока звучит музыка – продолжай танцевать…Танцуй и не останавливайся. Зачем танцевать – не рассуждай. Какой в этом смысл – не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься – остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги – мы уже ничем не сможем тебе помочь… Выжми себя как лимон. И помни: твой главный соперник усталость. Усталость и паника от усталости… За ритмом следи и продолжай танцевать… Пока играет музыка …Танцуй! Танцуй», – сказал Человек-Овца. «Танцуй, – повторило эхо в моей голове»…

Мне выпала великая честь – Грузинский князь, проворно закидав мои вещи в багажный отсек, лично взял меня на борт. «Тысяча сто не шутка, – сразу объявил он, – сменишь меня попозже...» Я кивнул и нырнул в плотно затонированный салон. «Не мог отказаться от черной машины, – сказал Он и нажал на газ. Стрелка не падала ниже отметки 120, что, как я догадался, было хорошим поводом положить ноги на руль и включить DVD. Я довольно быстро смекнул, что новый фильм с Джеком Николсоном (кстати, он как всегда был в нем великолепен. Это особая порода людей, чем старше – тем лучше) помогал водителю сосредоточиться на дороге, а мне отдохнуть. «Ты спи, спи, тебе скоро в руль…» – сказал Грузинский князь и прибавил громкости. Отменное качество его стереосистемы отдавалось прямо у меня в почках и недвусмысленно располагало ко сну…

«Часы пробили дважды – и пришел Человек-Овца…»

Большая, залитая солнцем поляна гостеприимно разместила и тридцать две боевые машины и технички с палатками, и даже кафе с большим тентом. Пиво в нем, правда, не продавали, но добрая владелица то и дело заговорщицки угощала меня вожделенным напитком. Напротив разместился штаб с его тремя компьютерами, за ними колхозный стог и машина местного ДПС. Старт назначили на шесть утра, и немногочисленные финны долго и безуспешно пытались выяснить его координаты на незнакомом языке. К вечеру кафе заработало в полную силу, и оладьи, призывно скворча, искушали и манили меня. Но тут, вспомнив и про фотокамеру, и про работу, и про цель приезда, и про результат, осведомился о точках для съемок и получил-таки ответ. «Точек нет, подъездов нет, можешь прогуляться с нами по трассе, всего ДВАДЦАТЬ СЕМЬ км, часов за двенадцать пройдем…» – сказал мне Главный Организатор и углубился в регламент. Сказать, что идея подобной прогулки не слишком меня радовала, означает покривить душой. Никогда прежде, даже суммируя все пройденные мною расстояния (с учетом походов в школу), я не мог помыслить о подобной циклопической дистанции. Разумеется, за всю свою жизнь я не прошел и половины этого пути. Муки сомнений травили мою душу, пока будильник вдруг не зазвонил в 4.45. Во избежание недопонимания я пояснил, что прокачусь и, может быть, пройдусь немного. Первые пару километров не были худшими и представляли собой затянутое травой болото, я шел по нему, стараясь не замочить ног, колеи еще не было, а размер моей обуви позволял не проваливаться. Но тут меня чуть не задавил эстонский Wrangler, бодро промчавшийся мимо на своих гигантских тракторных колесах. Мосты от UNIMOG, вероятно, помогали ему, но создавали большие проблемы и для остальных машин, и для пешеходов. С каждым проходящим экипажем дорога становилась все хуже, но отчетливее, вскоре меня догнал Главный Организатор и, рассказав о красивой реке, скрылся в ветвях.

«Прошагав по тропинке примерно час, я напрочь утратил способность ориентироваться в пространстве. Этак мне в жизни не найти Человека-Овцу! Но я все шел и шел неизвестно куда, пока не услышал журчанье воды…»

Река и вправду была живописной, но, только дойдя до нее, я наконец осознал, что обратного пути уже нет и рекорд моей жизни случится либо сегодня, либо уже никогда. Ноги ныли и болели, а красные торфяные воды так и тянули за собой. Я прошел по реке метров триста и встретил единственный квадрик, беспомощно вращающий умирающим стартером от отчаяния или незнания. Я сказал, что нашел его посох, а он просил эвакуации. Пожелав удачи, я двинулся дальше. Пара УАЗов, догнав меня, приветственно погудела, а их пилоты даже помахали руками, потеряв пару драгоценных секунд. Я махал, улыбался и тоже что-то кричал им вслед, ей-богу, от души. Скоро я добрался до того места, где машины, покидая реку, снова поворачивали в лес, изменяя траекторию и погоду. Там меня ждали легкий завтрак и Главный Организатор с судейской бригадой.

«На перилах мостика сидел Человек-Овца и смотрел на меня. С плеча у него свисал громадный парусиновый мешок, под завязку набитый дровами… «Если хочешь по лесу гулять – прицепи на задницу колокольчик, как мы…»

Узнав о «погибшем» квадрике, они гурьбой ринулись ему на помощь с желанием ободрить и помочь. А я сидел и выжимал свои стельки. Немного отдохнув, я собрался и снова двинулся в путь. Дальше в лес, на подъем, затем по петлявой дороге на спуск и снова вброд по реке на другой берег. Там, наконец, я все-таки упал в воду, со всей своей аппаратурой, проклиная себя и того парня, что затащил меня сюда, долго разбирал объективы и протирал линзы грязной майкой. Все вроде бы работало, но осадок остался...

Не помню, как финишировал… Собрав последние силы, я дошел до красной реки и от души плескался в ней, смывая грязь и пот. Потом палатка – тумблер – сон.

«Он согнулся пополам и проворно, в одну секунду, развязал шнурки на тяжелых походных ботинках. Ботинки были покрыты застывшей грязью, как пирожное шоколадом...»

Но все это, как показало время, было лишь легкой квалификационной прогулкой, результатом которой стала стартовая ведомость на четыре последующих СУ общей протяженностью 90 км. На все про все 42 часа на движение, восемь на сон и отдых, ремонт за свой счет, дозаправка одна. Смилостившись, Главный подвез нас к броду и, указав на «тяжелый» подъем, первым перешел реку. Подъем и вправду был тяжелым, но лишь для меня и пары любопытных дамочек, первые пять машин прошли без остановок, не оставляя шансов на эффектные кадры. Вновь перейдя реку, мы переместились на другую позицию, где один за другим уже финишировали лидеры. Проиграв 28 минут на втором СУ, стартовавший первым Борис Гадасин вступил с остальными в позиционную борьбу, смысл которой он, похоже, сам до конца не понимал. Регламент требовал восьми часов на отдых, можно брать по паре или все разом. Свой проигрыш лидер резонно объяснил первым стартовым местом и необходимостью искать и «пробивать» дорогу. Взяв два часа, Гадасин и Козлов заглушили машину и занялись разбором полетов. Три следующих экипажа присоединились.

«Человек-Овца огорченно покачал головой. Уши его закачались, как крылья у птицы… Он ушел через пастбище на восток...»

Первым появился все тот же эстонский Wrangler. Красная машинка прошла, не подавив морошки, своим ходом и без лебедки. Остальным пришлось несладко. Один за другим перетаскивали штурмана свои сверхпрочные тросы и цепляли их за тонкие деревья, вырывая последние прямо с корнями. Сломавшимся приходилось чиниться на месте (иного правила не допускали), детали и инструменты брали с собой, выменивая их на трассе друг у друга. Так, в муках и борьбе проходили часы, солнце садилось, намекая на ночные дивертисменты. А семейная чета Воликовых пять часов билась со своей машиной у всех на виду. Механики советовали – супруги исполняли: пилили трос, меняли спущенные колеса и что-то прикручивали. Они вернулись на трассу к закату, когда лидеры, уже пройдя половину, становились на ночлег, выбирая оставшиеся для отдыха часы.

На следующий день мы встали в шесть и к семи были на точке. СУ-4 принимал лучших…. Эстонский экипаж Вайко Путцен – Аугуст Вооре прошел минут двадцать назад, оставив за собой характерный след в виде елочки. За ним появились флагман ASG, ведомый Гадасиным и Козловым. Игорь шел впереди, по узкому руслу ручья, как бы ощупывая дорогу и, как всегда, широко улыбаясь: «Сзади Маркус стоит, срезало болт сошки, болт мы ему дали, а теперь попробуем уйти»… Хваленые Super Swamper Bogger отчаянно шлифовали глиняный подъем, не оставляя шансов на движение без лебедки, и только «елкин» след от Вайко злил, дразнил и манил за собой. Оставив питерцев, я прошел чуть выше по ручью и снова встретил Wrangler, только уже не тот, красный, тоже эстонский (я в них чуть не запутался). Колеса смотрели в разные стороны, а выданный чуть ранее болт сломался вновь. Не выдержав крутого спуска, он обломился, заставив экипаж замереть. «Пойдем поищем болт в лесу… – сказали эстонцы. – Мы-то не бьемся, мы так, Гадасина щекотать приехали, ему надо побеждать, а без нас он никак…» Пару часов спустя гостеприимный лес подарил ребятам вожделенный болт и, починившись, они продолжили гонку, заняв в результате третье место. Кстати, аналогичная проблема лишила их коллег по машине и сограждан первого места. На пятом СУ «унимоговский» болт вновь подломился в том же месте, но на другой машине, и, потеряв почти три часа на ремонт, Путцен – Вооре смогли стать лишь вторыми. А Гадасин победил. То ли ему действительно больше надо, то ли еще что, но сам он говорил: «Все только машина, у Land Rover ведь, развесовка хорошая, клиренс огромный, сидит низко и хода подвески сумасшедшие...

Что ж, пятый этап чемпионата страны, удался, да и Кубок Балтики, без сомнений тоже. Немного жаль участников, всю трассу прошли восемь машин. Смысл так необходимого, но запрещенного здесь сервиса я уже совсем не понял. Наверное, это был специальный «ТАСК» от Юры Овчинникова. Не став дожидаться официальных результатов, я оставил участников возле информационного табло считать очки и секунды, сел в маленький синий автомобиль, который вез меня в аэропорт, оттуда – белым самолетом на День Рождения сына, прочь от болот, комаров и Вепсского леса.

«Если в лес опять соберешься – не забудь прицепить колокольчик, – сказал Человек-Овца на прощание»…

РЕЗУЛЬТАТЫ

ТP2
Пикулев Владимир/Калинин Дмитрий TLC-70
Филиппенков Вячеслав/Тихомиров Алексей TLC-70
Голубев Алексей/Гарагашьян Алексей Land Rover Defender 90
ТР3
Гадасин Борис/Козлов Игорь Land Rover Defender 90
Вайко Путцеп/Аугуст Вооре Jeep Wrangler
Петц Маргус/Морозов Валерий Jeep Wrangler
Абсолютный зачет
Гадасин Борис/Козлов Игорь Land Rover Defender 90
Вайко Путцеп/Аугуст Вооре Jeep Wrangler
Петц Маргус/Морозов Валерий Jeep Wrangler


Краткий обзор гонки.

Вообще-то трофи-рейды – это автомобильное соревнование, представляющее собой разновидность ралли. Только ездят участники по экстремально тяжелому бездорожью. Так вот, «Вепсский лес» – это экстремально тяжелое бездорожье даже по меркам трофи-рейдов… Кстати, в этот раз соревнование заключало в себе одновременно два разных зачета – V этап чемпионата России по трофи-рейдам и этап Кубка Балтики, организованного внедорожными клубами Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и России. Поэтому помимо российских гонщиков погоняться в вепсских лесах приехали еще несколько прибалтийских экипажей. Особенностью этого соревнования являлись и несколько дополнительно утяжеляющих факторов, таких, например, как запрет сервиса на всем протяжении гонки. Кроме того, часть маршрута проходила повторно по одному и тому же месту, что характерно скорее для ралли-рейда, а для трофи применяется, пожалуй, впервые. С самого начала лидерство в гонке захватили эстонцы. Их прототипы, носившие некогда имя Jeep Wrangler, ехали очень быстро. Однако и опытнейший российский пилот Борис Гадасин также не собирался сдаваться. И как только у эстонских экипажей начались проблемы с техникой, он не преминул этим воспользоваться и вышел вперед. И хотя в зачете чемпионата России эстонцы не участвовали, Борис Гадасин, по его словам, приехал погоняться именно с ними. Неудача постигла и победителя «Тосненских болот» этого года, очень сильного финского гонщика Роберта Форсберга – он переусердствовал с настройками компьютера, управляющего впрыском, в результате чего в конечном счете сошел…


Маргус Петс (Эстония).
Пилот экипажа 203, 7-е место в ТР2.

В общем, гонка мне опять понравилась, как обычно в России. Все дело в том, что ваша страна очень большая, и тут можно найти длинные трассы. Тяжелые трассы, именно то, что для офф-роуда надо! У нас все наоборот – проедем от дома 300 километров, и Эстония уже заканчивается… Я уже второй раз на ВЛ, и по сравнению с прошлым годом мне сейчас больше понравилось.


Борис Гадасин (Санкт-Петербург).
Пилот экипажа 202, 1-е место в ТР3.

Гонка выдалась тяжелой, она требовала очень аккуратного пилотажа, потому что запрет сервиса в течение всей гонки требовал постоянного самостоятельного ремонта. Вторая сложность связана с очень жесткими коридорами, установленными организаторами. В результате мы получили очень много вынужденного движения на лебедках – в коридорах дорогу сразу «убили». То есть на и так довольно сложной трассе было добавлено искусственное усложнение, которое, на мой взгляд, и вывело из строя добрую половину участников. И морально поломало, и физически. А вообще трасса интересная, места красивые, рельеф хороший – в этом смысле никаких отрицательных эмоций не было. Порадовали спуски и подъемы. Очень понравились соперники – традиционно это прибалты. Ехалось нормально, без особенных проблем. Основная тактика заключалась в том, чтобы после обязательного отдыха стартовать сразу за основными соперниками и таким образом их контролировать. Они тоже двигались без особых проблем, пока не сломали палец рулевой сошки. Это резко изменило нашу тактику, и с СУ-3 уже шли в достаточно боевом режиме. В итоге у нас получилось финишировать первыми. Но в принципе, технических проблем не удалось избежать никому. Для машин гонка была очень жесткая.


Алексей Веселов (Финляндия).
Штурман экипажа 219, 6-е место в ТР3.

То, что участников пустили два раза по одному и тому же сложному месту, – вариант интересный, но психологически это сложно. У нас была просто какая-то борьба с мотором. Пять минут ехали, пятнадцать стояли. Кончились тормоза в первой секции – шланг порвали. Мы его поменяли, но нам не удалось хорошо прокачать систему, то есть тормозов не было фактически – на спуске использовали «горный тормоз» – зачаливались лебедкой за дерево. Развлекуха та еще! Но на лебедке нельзя спускаться с таких крутых спусков – лебедочный тормоз на это не рассчитан. Поэтому лебедка и страховка. Но это все – дополнительная потеря времени. Так что в этот раз у нас не получилось хорошо проехать. Очень понравилось разнообразие трассы в смысле предлагаемых препятствий. Тут тебе и болото, здесь тебе и колея, и глина, и спуски, и подъемы.


Алексей Голубев (Санкт-Петербург).
Пилот экипажа 205, занявший 3-е место в классе ТР2.

Отличное соревнование, очень понравилось, лично у меня ВЛ всегда получался удачным. Этот, похоже, тоже. Как минимум, доехали! Очень понравились трассы, красивые – и очень нравится, что организаторы повторились в выборе их только процентов на 30 – остальное было новое. Было два очень интересных спуска, леденящих душу. Расстраивает только то, что практически не было болот.

А так как не было болот, все было восполнено колеями, и для ТР2 колеи – это как раз слабое место. В колее мы все время были вынуждены ехать на лебедке, и за гонку мы спалили две электрические лебедки. Очень красивыми были СУ-1 и СУ-5 – каменистая речка, крутые склоны – очень понравилось! Радует, что приехали иностранцы, и финны, и эстонцы, – есть с кем померится силами! Но, к сожалению, в ТР2 они не оказали достойного сопротивления, и мы их даже близко не видели! Но зато в ТР3 они шли далеко впереди!


Алексей Гарагашьян (Санкт-Петербург).
штурман экипажа 205, двукратный победитель ВЛ в зачете «мото».

Это четвертый мой ВЛ, и четвертый раз я доезжаю до финиша. Трасса красивая, жалко только, что она повторялась. Хорошие места, очень хорошие. Речка хорошая, спуски. Юра Овчинников умеет сделать такие спуски и подъемы, что дух захватывает! Не все отваживались спускаться своим ходом – только на лебедках. Болота были такие, ничего. По мне, если с мотоциклом сравнивать, нагрузка физическая, конечно, меньше в машине, а психологическая – больше! Потому что, во-первых, за двоих думаешь, и в этот раз ломалось все – буквально все! Например, обе лебедки...



Юрий Овчинников.
руководитель гонки и организатор «Вепсского леса».

Я его люблю, мне он нравится, Вепсский лес! Красивая природа, и так получилось, что у меня в этих краях дом, который мы используем в качестве базы для подготовки и проведения соревнований. Вот мы и решили поделиться красотами этого забытого и некогда богатого края с участниками! Дорог здесь очень много, но они не были в пользовании благодаря советской власти, может, 50, а то и 100 лет. Теперь потихонечку мы их возвращаем к несколько специфической жизни...


Вячеслав Филиппенков (Екатеринбург).
пилот экипажа 206, занявший 2-е место в категории ТР2.

Пожалуй, это самая тяжелая гонка! 3-й СУ просто убил! Очень сложно проезжать одну и ту же трассу дважды. ТР3 с их «тракторными» колесами сделали такие колеи, что у нас колеса висели в воздухе, не доставая до грунта, – приходилось двигаться только на лебедке! Да и болота были очень коварными! Резина, даже спущенная, проваливалась… Мы изорвали весь кевларовый трос кусками по два метра. В итоге всяческими усилиями вытащились ближе к берегу, трос изорвался окончательно и мы взяли у одного из экипажей со сломавшейся задней лебедки трос и с новыми силами поехали дальше. А до этого уже начали опускать руки – сидим и просто сидим, даже не знаем, что просто делать! На СУ-4 был очень интересный спецучасток! Этот глиняный подъем просто изматывает! Для него нужно свою методику въезда выбирать. 70-градусные спуски 10 метров длиной, после которого места для торможения – в два корпуса машины. Поначалу страха я не испытывал, просто подумал – обычный триальный спуск. Но, когда спустился вниз, что-то во мне екнуло! Секунд 30 тряслись руки…

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 ноябрь 2004

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты