Заблудиться вместе с Сусаниным

Спортивно-оздоровительный рейд по Костромской области

Остались ли в нашей стране внедорожные мероприятия, где главное — не борьба за призовые места или очки в зачет многоэтапных серий, а сам процесс покорения обычного российского бездорожья? Ответ на этот вопрос я нашел в Костромской области

На пути от Костромы к базовому лагерю «Сусанинтрофи» я по-настоящему заблудился. Точки GPS лагеря у меня не было, а в описании проезда значилось: «Северозападнее деревни Тотомица». До деревни доехал, а дальше заплутал в сетке лесных просек. Прошедший незадолго до этого дождь размыл следы грязевых протекторов на дороге, и лишь случайно встреченные в лесу местные подростки на мотоцикле указали нужный поворот к «месту, где стоят джиперы».

Генетическая память народа сильна, и, по-видимому, гонщики из Польши никогда не приедут на соревнование, названное в честь нашего героического соотечественника.

А чехам бояться нечего, и один из них вышел на старт. Правда, в первый же день он заблудился так, что решил дальше не испытывать судьбу и вернуться на свою родину.

Со всей России

Российские же экипажи съехались в Кострому из разных городов — Москвы, Ярославля, Воронежа, Тамбова. Что характерно, на многодневный марафон по отдаленным уголкам родины Снегурочки (с недавних пор внучка Деда Мороза обитает в Костроме) приезжают и участники Чемпионата, например Константин Михайлов и Игорь Дементьев, и начинающие джиперы. Проводимое клубом «Российские дороги» традиционное трофи не требует заучивания заумных формулировок регламента, у новичков есть шанс научиться ездить по бездорожью, не путаясь в правилах и условностях официальных соревнований. Большая часть «Сусанин-трофи» состоит из коллективного рейда по местам, где когда-то были дороги, а теперь в тайге остались лишь брошенные деревни и воинские части, разобранные лесовозные узкоколейки и сгнившие мосты.

Традиции Ивана Сусанина в области соблюдают свято: никакой враг не разберется в местной топографии. Отмеченные на картах торные шляхи оказываются заболоченными просеками, но внезапно выезжаешь на ровные автострады, о которых ни атласы, ни спутниковые навигаторы ничего не знают. А еще в Костромской области есть вокзал, к которому не подходят железнодорожные пути, и узкоколейные ветки, ведущие в никуда…

По Костромской глубинке

Трассы трофи-рейда прокладывал известный в узких кругах специалист Алексей Гарагашьян. Маршруты проходили через заброшенные ракетные полигоны и вымирающие деревни, болота и лесовозные просеки. «Точки» были поставлены с выдумкой и содержали элементы квеста, чего стоила одна только «заправка» — кран от бензоколонки, приколоченный к березе. Однако Алексей несколько «перемудрил» — «короткое» шестичасовое ориентирование по GPS в отведенное время не проехал никто, а сильнейший экипаж Константина Михайлова потратил на сбор всех точек почти 20 часов.

На следующий день должно было состояться полуторачасовое ориентирование по легенде, в котором принял участие и я. Однако уже на седьмой позиции трасса уткнулась в непролазные кусты, и мне пришлось развернуться, чтобы не поцарапать новенький Land Rover Freelander, до этого момента бодро форсировавший грязевые и заболоченные участки. Надо сказать, что победитель «рубился» по трассе ориентирования почти пять часов.

Лучший экипаж определялся по результатам двух ориентирований, спецучастка «борьба за флаг» и пляжной гонки, проходившей на песчаных отмелях реки Унжи вблизи старинного русского города Кологрива.

Весь остальной рейд можно смело отнести к разряду краеведения — участникам предлагались разнообразные интересные маршруты по глухим местам области, по дорогам, заброшенным десятилетия назад, поселкам, где когда-то кипела жизнь, а ныне обитают немногочисленные жители, остаткам лагерей и военным объектам времен СССР.

И спорт и отдых

Клуб «Российские дороги» знаменит душевным отношением к участникам, поэтому все спортсмены и «туристы» через пару дней превратились в единый коллектив. Посиделки в офф-роуд-кафе каждый день затягивались до глубокой темноты, с песнями под гитару, а то и «шаманскими» танцами. Если вы хотите провести свой отпуск в красивых местах и в хорошей компании, на следующий год обязательно присоединяйтесь к «сусанинцам».

Победители «Сусанин-трофи»
1-е местоАндрей Овсянников/Алексей Спиридонов (Ярославль)
2-е местоСтанислав Меделис/Игорь Дмитриев (Кострома)
3-е местоСергей Гудзенко/Андрей Леваков (Кострома)


Организатор

Максим КРЫМСКИЙ, руководитель гонки

Перед началом рейда происходило много неувязок с администрацией Костромской области, не очень понимавшей суть мероприятия. Потом вмешался губернатор области, который спросил, чего нам не хватает. Мы огласили список вопросов, требующих решения, и мероприятие состоялось, за что губернатору большая благодарность. А пока не было взаимопонимания с администрацией, некоторые чиновники, чтобы подстраховаться, пригласили нижегородский клуб для организации спортивного соревнования. Поскольку часть работы нижегородцами была проделана, то решили, чтобы не обострять ситуацию, разделиться на два мероприятия с одним названием — нижегородцы проводят двухдневное спортивное состязание, а «Российские дороги» — многодневный рейд. В последнем сочетаются возможности для отдыха во внедорожном стиле и гонка — каждый выбирает для себя то, что хочет. Большую помощь в проведении «Сусанин-трофи» оказала ГТРК «Кострома», без ее поддержки рейд не состоялся бы.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор, Дмитрий ГОНЧАРОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты